Описан случай тяжелой респираторной инфекции SARS-CoV-2 у кошки

Ученые из Великобритании подробно рассмотрели два случая заражения домашних кошек SARS-CoV-2 и пришли к выводу, что вирус может передаваться кошкам от хозяев. Более того, они предполагают, что SARS-CoV-2 стал причиной тяжелой респираторной инфекции у одной из кошек.

fedcophoto | 123rf.com

Авторы исследования, опубликованного в VetRecord, детально описали два случая передачи SARS-CoV-2 от человека домашней кошке, произошедшие в Великобритании весной 2020 года.

Первая кошка, четырехмесячный рэгдолл, поступила в ветклинику с тяжелыми респираторными симптомами в апреле 2020 года, через некоторое время после того, как у ее владельца развились симптомы COVID-19. В течение недели состояние кошки ухудшилось настолько, что кошку пришлось усыпить. Посмертный гистопатологический анализ выявил серьезные поражения легких. Иммунофлуоресцентное окрашивание подтвердило наличие N-антигена SARS-CoV-2 в эпителии бронхов. Флуоресцентная гибридизация in situ с зондом, специфичным к гену S-белка, сигнализировала о вирусной РНК в мембранах альвеол, что позволяет предположить инфицирование пневмоцитов типа 1.

Вторая инфицированная кошка была обнаружена при ретроспективном ПЦР-скрининге 387 орофарингеальных мазков. В образце, который определили как положительный, детектировались участки N1 и Orf1ab генома SARS-CoV-2. Этот мазок был взят у шестилетней сиамской кошки, поступившей в ветклинику в мае 2020 года с выделениями из глаз и носа. Один из хозяев кошки на тот момент демонстрировал клинические признаки COVID-19. Первичный ПЦР-анализ кошачьего мазка выявил герпесвирус кошек (FHV). Cимптомы, с которыми кошка попала к специалистам, соответствуют FHV. Маловероятно, что их вызвал SARS-CoV-2, однако ученые предполагают, что коронавирус способствовал реактивации герпесвируса.

Ученые секвенировали геном SARS-CoV-2 из образца от второй кошки и сравнили его с референсным геномом Wuhan_Hu‐1 и другими вирусными геномами, полученными от людей и доступными в базе консорциума COVID‐19 Genomics UK. Последовательность кошачьего SARS-CoV-2 отличалась от последовательности Wuhan_Hu‐1 на 13 SNP. Филогенетический анализ подтвердил, что SARS-CoV-2 из кошачьего мазка — близкий родственник коронавирусов, полученных от людей. Анализ геномов SARS-CoV-2 из кошачьих образцов, доступных в базе GISAID, выявил общие мутации: шесть из шести геномов содержали замены D614G в S-белке, P323L в nsp12 и синонимичную замену в nsp3. Авторы отмечают, что эти мутации распространены в человеческой популяции, поэтому нет оснований считать их адаптацией SARS-CoV-2 к кошкам.

Таким образом, ученые подтвердили два случая передачи SARS-CoV-2 от человека кошке. Вероятно, у одной из кошек вирус вызвал тяжелую респираторную инфекцию.

Возможность заражения кошек SARS-CoV-2 была показана и ранее. Так, весной прошлого года китайские ученые провели эксперимент с заражением кошек коронавирусом и показали возможность передачи вируса от кошки к кошке. Скрининг домашних животных в Италии, результаты которого были размещены на bioRxiv летом 2020 года, выявил нейтрализующие антитела к SARS-CoV-2 у 3,9% кошек, однако все ПЦР-тесты были отрицательными. В марте 2021 года в России была зарегистрирована вакцина против COVID-19 для собак, кошек и норок, разработанная специалистами ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Margaret J. Hosie, et al. // Detection of SARS‐CoV‐2 in respiratory samples from cats in the UK associated with human‐to‐cat transmission. // VetRecord, 2021; e247; DOI: 10.1002/vetr.247