Описаны кольцевые РНК, уникальные для олигодендроцитов человека

Новый вычислительный метод позволяет более подробно описать репертуар кольцевых РНК в клетках. С помощью этого метода ученые проанализировали кольцевые РНК в клетках человеческой олигодендроглиомы и показали, что ряд этих РНК задействован в дифференцировке клеток олигодендроглии.

designua | 123rf.com

Кольцевые РНК задействованы в регуляции экспрессии множества генов и особенно многочисленны в клетках головного мозга. Авторы нового исследования, опубликованного в Genome Biology, предложили новый метод для количественного и качественного анализа репертуара кольцевых РНК в клетках. Метод, получивший название CARP (от CircRNA identification using A-tailing RNase R approach and Pseudo-reference alignment), основан на опубликованном недавно протоколе получения обогащенного препарата кольцевых РНК.

В отличие от линейных РНК, кольцевые РНК устойчивы к действию РНКазы R. Получение препарата, обогащенного кольцевыми РНК, включает добавление поли(А)-хвостов к тотальной РНК и последующую обработку РНКазой R в присутствии буфера, содержащего ионы лития. В этих условиях разрушаются все линейные РНК, в том числе и те, которые содержат G-квадруплексы и устойчивы к РНКазе R в стандартных калиевых буферах. Кроме того, деградируют РНК с уникальными структурами на 3’-концах, например, мРНК, кодирующие гистоны.

Дальнейший анализ обогащенного кольцевыми РНК препарата включает секвенирование РНК. Существующие алгоритмы для выявления кольцевых РНК опираются на прочтениях, перекрывающих сайты бэксплайсинга (back-splicing) — особого этапа биогенеза кольцевых РНК. Только по этим прочтениям можно отличить кольцевые РНК от их транскриптов-предшественников. Однако методы, основанные на выявлении сайтов бэксплайсинга, не дают представления о полном разнообразии кольцевых РНК, так как различные молекулы могут иметь одинаковые участки бэксплайсинга. Авторы работы усовершенствовали технологию идентификации кольцевых РНК. Они объединили все последовательности кольцевых РНК, выявленные существующими алгоритмами, и сконструировали псевдореференсные последовательности для каждой кандидатной моелкулы. Такие последовательности содержат сайт бэксплайсинга и фланкирующие его 149 нуклеотидов. Объединение техники обогащения препарата с новым подходом к идентификации молекул и сформировало метод CASP.

Благодаря CASP можно получить существенно более развернутое представление о репертуаре кольцевых РНК, что ученые продемонcтрировали на клетках человеческой олигодендроглиомы (HOG).

С помощью CASP ученые выявили в клетках HOG около 39 000 кольцевых РНК и пронаблюдали динамику их количества в ходе дифференцировки олигодендроцитов. Более 2 000 кольцевых РНК были уникальными для олигодендроглии, при этом одна из них, circSLC45A4, подавляет дифференцировку клеток в нейроны.

Регуляция экспрессии некоторых уникальных для олигодендроглии кольцевых РНК происходит независимо от экспрессии их мРНК-предшественников. Более того, оказалось, что интроны, фланкирующие будущие кольцевые РНК в составе мРНК, часто содержат сайты редактирования и участки связывания факторов сплайсинга, экспрессия которых зависит от этапа дифференцировки клеток. Ряд кольцевых РНК, специфичных для олигодендроглии, выступает в роли «губок» для регуляторных микроРНК, таким образом влияя на дифференцировку клеток. Наконец, в некоторых случаях с одного гена может образовываться несколько альтернативных кольцевых РНК, причем то, какая кольцевая РНК получится, также зависит от программы дифференцировки клетки.

Yangping Li et al. Accurate identification of circRNA landscape and complexity reveals their pivotal roles in human oligodendroglia differentiation // Genome Biology, 23, 48, 2022, DOI: 10.1186/s13059-022-02621-1