Ослабленного плазмодия для вакцинации против малярии могут доставлять в организм укусы комаров

Авторы статьи в The New England Journal of Medicine провели клиническое исследование, в котором комары распространяли вакцину против малярии. Участников КИ кусали комары, зараженные малярийным плазмодием (Plasmodium falciparum) с нокаутом одного гена. Генетически аттенуированные паразиты неспособны завершить свой цикл развития в организме человека, но вызывают иммунный ответ. Потом тех же участников укусили комары, несущие немодифицированных паразитов, и 89% не заразились малярией.

Изображение:

Anopheles stephensi

Credit:

wikimedia.org

Существуют две одобренные вакцины против малярии: Mosquirix (RTS,S) и рекомендованная ВОЗ в прошлом году R21/Matrix-M (R21/MM). Обе вакцины относятся к субъединичным, они содержат поверхностный антиген спорозоита плазмодия. Защитная эффективность R21/MM достигла 77%, и это было успехом: действенную вакцину против малярии не удавалось получить очень долго. Поэтому иммунологи продолжают изучать альтернативные стратегии, в том числе использование генетически модифицированных плазмодиев. Их можно вводить инъекционно, или же их могли бы переносить те же комары, которые переносят плазмодиев дикого типа. The New England Journal of Medicine опубликовал итоги очередного клинического исследования, в котором участвовало более 40 человек.

PCR.NEWS писал об исследованиях компании Sanaria, в которых оценивали эффективность хемоаттенуированных плазмодиев (ослабленных одновременным введением лекарства) или генетически аттенуированных (с делециями генов mei2 и LINUP). В этих исследованиях плазмодиев вводили добровольцам инъекционно.

Авторы нового исследования, ученые из Нидерландов и США, ранее испытали    модифицированного плазмодия GA1 с нокаутированными генами b9 и slarp. (Компания Sanaria оказывала финансовую поддержку и этому исследованию.) Такой плазмодий прекращает свое развитие примерно через сутки после попадания в организм человека. Но в результате вакцинации полностью защищенными от малярии оказались лишь трое добровольцев из 25. Поэтому исследователи создали второй вариант генетически аттенуированного плазмодия, GA2, с нокаутом единственного гена — mei2, который прекращал развитие примерно через шесть дней после заражения, на поздней стадии инфекции печени. Безопасность GA2 была подтверждена в экспериментах с гуманизированными мышами.

В испытании участвовали женщины и мужчины 18–35 лет, практически здоровые, ранее не болевшие малярией. Комары Anopheles stephensi, зараженные GA2, кусали участников трижды, с интервалами в 28 дней; за один «сеанс» человек получал 50 укусов. Одна группа была иммунизирована плазмодием GA1, вторая — плазмодием GA2, группу плацебо кусали неинфицированные комары. Три недели спустя участники перенесли контролируемую инфекцию малярией — каждый получил пять укусов комаров, инфицированных неослабленным диким штаммом P. falciparum 3D7 (Pf3D7). Не позднее, чем через 28 дней после этого все добровольцы принимали противомалярийный препарат атовакуон-прогуанил.

У всех участников оценивали паразитемию (содержание паразитов в крови) методом количественной ПЦР, как после вакцинации ослабленным плазмодием, так и после инфекции Pf3D7. Также регистрировали количество антител к ключевым антигенам плазмодия и реакции клеток крови на эти антигены.

Уровень антител вырос как в группе GA2, так и в группе GA1, и был достаточно высоким к моменту инфекции плазмодием дикого типа. Однако реакции клеточного иммунитета были более выраженными в группе GA2. Сильный провоспалительный ответ CD4+ T-клеток наблюдался в обеих группах, но индукция полифункциональных эффекторных клеток памяти CD4+ T, специфичных к антигенам плазмодия, в группе GA2 была более устойчивой. Также плазмодий GA2 эффективнее индуцировал монофункциональные и полифункциональные Vδ2+ γδ T-клетки с провоспалительной сигнатурой. Авторы отмечают, что в индукции защитного клеточного иммунитета может играть роль презентация антигена в печени.

В группе, иммунизированной GA1, не заразился малярией лишь один из восьми участников (13%). В группе GA2 восемь из девяти человек (89%) имели отрицательные результаты ПЦР-теста, у одного тест оказался положительным на 11-й день. В группе плацебо заболели все трое. Наиболее распространенным нежелательным явлением был зуд в месте укуса.

Теперь авторы статьи намерены воспроизвести свои результаты в более масштабном исследовании, чтобы подтвердить потенциал GA2 как средства борьбы с малярией. Необходимо также оценить его эффективность против различных штаммов P. falciparum, циркулирующих в регионах, эндемичных по малярии.

Резистентных к артемизинину возбудителей малярии выявили у детей с тяжелой формой заболевания

Источник

Olivia A.C. Lamers, et al. Safety and Efficacy of Immunization with a Late-Liver-Stage Attenuated Malaria Parasite. The New England Journal of Medicine November 20, 2024. 391: 1913-1923. DOI:  10.1056/NEJMoa2313892

Добавить в избранное