Осведомленность о генетическом факторе риска хронической болезни почек может замедлить ее прогрессирование

У афроамериканцев намного чаще, чем у европейцев, встречается вариант гена APOL1, ассоциированный с высоким риском хронической болезни почек. Как показало исследование с участием более 2000 взрослых афроамериканцев, осведомленность о своем генетическом статусе способствует более здоровому образу жизни и снижению артериального давления.

Credit:
123rf.com

Хроническая болезнь почек (ХБП) — медленно развивающееся снижение почечной функции, при котором уменьшается число нефронов и ухудшается их работа, в результате нарушается гомеостаз внутренней среды организма. Осложнения включают повышенный риск сердечных заболеваний, высокое кровяное давление, заболевания костной ткани, анемию. Основные причины смерти больных — это гипертония, диабет и гломерулонефрит. В Соединенных Штатах от ХБП страдают 26 миллионов взрослых, причем для афроамериканцев риск заболевания в несколько раз выше, чем для лиц европейского происхождения. Также известно, что терминальной, самой опасной стадией почечной недостаточности афроамериканцы с повышенным давлением страдают в пять раз чаще Это связано с социальными факторами, с доступом к услугам здравоохранения, но также и с генетическими факторами предрасположенности.

С ХБП связан ген аполипопротеина L1 (APOL1), который находится в локусе на длинном плече хромосомы 22. У лиц африканского происхождения в 1 из 7 случаев встречается вариант высокого риска, который практически отсутствует у людей европейского происхождения. Дело в том, что этот вариант APOL1 участвует в формировании устойчивости к сонной болезни, вызываемой Trypanosoma brucei, которая передается при укусах мухи цеце, поэтому в Западной Африке он подвергается положительному отбору. Тем не менее существует консенсус, что само по себе наличие аллелей высокого риска не приводит к почечной недостаточности. В настоящее время основными диагностическими методами, позволяющими определить риски развития ХБП, остаются биохимический и общий анализ мочи и крови.

Группа под руководством ученых из Медицинской школы Икана в Маунт-Синай (Нью-Йорк) рассказывает в статье, опубликованной в JAMA, о клиническом исследовании, которое должно было установить, связан ли вариант высокого риска APOL1 у афроамериканцев с гипертонией и замедляет ли ее развитие осведомленность человека о том, что у него есть неблагоприятный вариант. До сих пор тестирование статуса APOL1 было скорее нишевым и проводилось, например, во время оценки донорских почек.

В исследовании участвовали люди африканского происхождения возрастом от 18 до 70 лет с артериальной гипертензией, высоким давлением или принимающие препараты против гипертонии. Среди участников не было пациентов с хронической болезнью почек, диабетом, беременностью и когнитивными нарушениями. В общей сложности было отобрано 2050 пациентов (1360 женщин, или 66%; средний возраст 53 года), их случайным образом распределили в экспериментальную и контрольную группу в соотношении 7 к 1. Экспериментальной группе результаты тестирования на вариант риска APOL1 сообщили сразу, контрольной — по окончании исследования. Таким образом, исследовались три группы: лица, знающие о том, что у них есть вариант риска, знающие о том, что у них такого варианта нет, и контрольная группа, не знающая своего статуса.

Пациенты проходили опрос, который оценивал их медицинскую грамотность, приверженность здоровому образу жизни, а также проверяли артериальное давление в начале исследования, через 3 и 12 месяцев. Также через 12 месяцев определяли белок в моче.

В исходной точке у пациентов с вариантами APOL1 высокого риска было значительно более высокое среднее артериальное давление (137 мм рт. ст.), чем у пациентов с генотипами низкого риска (134 мм рт. ст.) и контрольной группы (133 мм рт. ст.).

В общей сложности завершили исследование 1468 из 1561 пациентов с генотипами APOL1 низкого риска и 218 из 234 пациентов с генотипами высокого риска. В группе высокого риска 59% заявили, что стали вести более здоровый образ жизни после получения результатов тестирования, но только 37% — в группе низкого риска. Также те, кто узнал о своем статусе, чаще решали скорректировать прием лекарств, понижающих давление, или начать их принимать. Некоторые пациенты в группе высокого риска были расстроены результатом, говорили о страхе перед болезнью. Однако никто не захотел сходить на бесплатную консультацию с медицинским генетиком.

В целом исследование оказало положительное влияние на жизнь пациентов. Через три месяца после его начала среднее систолическое артериальное давление снизилось во всех группах. Тем не менее у пациентов с положительным результатом теста на варианты риска APOL1 снижение было сильнее (со 137 до 131 мм рт.ст.), чем у пациентов с отрицательным результатом (с 134 до 131 мм рт. ст.) или в контрольной группе (с 133 до 130 мм.рт.ст.) Содержание белка в моче возросло во всех группах, но в группе высокого риска — особенно сильно.

Таким образом, осведомленность о генетических факторах риска полезна для профилактики заболевания. Исследователи считают, что внедрение тестирования на вариант высокого риска APOL1 в первичную медицинскую помощь, облегчит ведение пациентов африканского происхождения.

Источник

Nadkarni GN., et al. Effects of Testing and Disclosing Ancestry-Specific Genetic Risk for Kidney Failure on Patients and Health Care Professionals: A Randomized Clinical Trial. // JAMA Netw Open. 2022 Mar 1;5(3):e221048. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2022.1048

Добавить в избранное