От внутрибольничного грибкового менингита в Мексике погибли девять человек

Системным грибковым инфекциям наиболее подвержены люди с ослабленной иммунной системой. Однако авторы статьи, опубликованной в New England Journal of Medicine, описывают 13 случаев грибкового менингита у иммунокомпетентных людей, проходивших лечение в двух мексиканских клиниках. Возбудителем оказался Fusarium solaniобычно этот плесневый гриб паразитирует на растениях. Девять пациентов скончались от цереброваскулярных осложнений.

Fusarium solani.
commons.wikimedia.org | CC BY-SA

Fusarium solani — это вид плесневых грибов, паразитирующих в первую очередь на растениях, таких как картофель. Для людей такой гриб опасен развитием фузариозов — системных инфекций, поражающих различные органы и ткани. Фузариозам наиболее подвержены пациенты со сниженной функцией иммунной системы, например, люди, страдающие сахарным диабетом или онкологическими заболеваниями, а также реципиенты донорских органов. В редких случаях могут заболеть и иммунокомпетентные лица. Врачи из американского штата Техас описали вспышку менингита, вызванного F. solani, у 13 бывших пациентов двух клиник в Мексике.

Город Матаморос, в двух больницах которого произошло заражение патогенным грибком, находится на северо-востоке Мексики, на границе с США, поэтому американские жители часто приезжают туда с целью медицинского туризма. В период с января по май 2023 года некоторым из них проводилось хирургическое лечение, которое включало эпидуральную анестезию — так, по предположениям авторов, грибок попал в нервную систему пациентов.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) выявили 185 потенциально зараженных граждан США. Из них только у десяти удалось подтвердить инфекцию F. solani по анализу спинномозговой жидкости (СМЖ) или других тканей, еще у четырнадцати изменения в анализах не указывали на этиологию заболевания, а у девяти наблюдались только характерные симптомы, не подтвержденные специальными диагностическими методами. Среди вероятных или подтвержденных случаев инфекции было зарегистрировано 12 смертельных исходов.

Все 13 пациентов, включенные в данное исследование, обратились за медицинской помощью с характерными для менингита симптомами: головной болью, лихорадкой, светобоязнью, повышением тонуса затылочных мышц. При этом время от появления первых симптомов до госпитализации составило в среднем 39 дней.

Всем больным провели люмбальную пункцию с последующим анализом СМЖ, результаты которого указывали на воспаление менингеальных оболочек головного мозга. Повышение уровня такого вещества, как 1,3-β-D-глюкан, содержащегося в клеточной стенке грибов, указало на вероятную этиологию менингита. У пяти пациентов методом ПЦР определили и возбудитель инфекции — F. solani.

Особое внимание врачей привлекли результаты лучевых методов исследования (КТ, МРТ, ангиография) головы пациентов. Оказалось, что грибок поражал артерии вертебробазилярной системы — в области основания головного мозга и перехода его в спинной мозг. Он вызвал у больных стеноз и окклюзию сосудов, воспаление их стенок (васкулит), что, в свою очередь, привело к инфарктам ствола головного мозга и мозжечка, а также кровоизлияниям в субарахноидальное пространство и ткань головного мозга.

Поражение жизненно важных структур головного мозга закончилось летальным исходом у девяти пациентов. При вскрытии тел троих из них в головном мозге наблюдались множественные тромбозы вертебробазилярных сосудов, инфаркты и кровоизлияния. Ствол мозга был покрыт гнойными массами. Микроскопическое исследование этих же тканей показало обширное лимфоплазмоцитарное и нейтрофильное воспаление и образование гранулем с гигантскими многоядерными клетками. Окрашивание выявило гифы грибов вокруг сосудов и в их просвете.

Прежде чем вспышку инфекции распознали, один из пациентов, впоследствии умерший, получал только глюкокортикоиды для лечения васкулита, выявленного на снимках головного мозга. Врачи провели исследование чувствительности культуры, выделенной из его тканей при аутопсии, к противогрибковым препаратам — возбудитель оказался резистентным ко всем антимикотикам, одобренным для клинического применения в США. До этого обнаружения остальных пациентов пытались лечить двумя известными препаратами — амфотерицином В и вориконазолом, но после теста на чувствительность пришлось прибегнуть к экспериментальному средству — фосманогепиксу, — находящемуся на стадии клинических испытаний в качестве препарата для терапии инвазивных микозов. Большинству пациентов также проводили хирургическое вмешательство, чтобы отвести СМЖ из пространств головного мозга и снизить внутричерепное давление.

Из четырех человек, получавших фосманогепикс, один умер, остальные продолжали принимать препарат. Всего из 13 пациентов выжило четверо, одному из них противогрибковая терапия была отменена из-за развившихся побочных эффектов. У одного из пациентов, перенесшего субарахноидальное кровоизлияние, наблюдалось такое явление, как абулия — патологическое отсутствие воли.

Авторы статьи отмечают, что ранее уже наблюдались подобные случаи внутрибольничных грибковых инфекций. Так, к середине 2023 года в США было зарегистрировано не менее семи случаев грибкового менингита, связанного с проведенным в Мексике оперативным вмешательством. Также авторы обращают внимание на вероятность повторных вспышек, так как определение непосредственного источника инфекции и его устранение не всегда представляется возможным.

Strong, N. et al. Neurovascular Complications of Iatrogenic Fusarium solani Meningitis. // N Engl J Med 2024; 390:522-529, published online 8 February 2024. DOI: 10.1056/NEJMoa2308192