Пересадка собственной жировой ткани восстановила поврежденные сухожилия у овцы

Итальянские ученые лечили тендинопатию ахилловых сухожилий у овец с помощью аутологичных жировых микротрансплантатов. Эти микротрансплантаты обогащены стромально-васкулярной фракцией, которая содержит в том числе стволовые клетки. Терапия позволила овцам лучше передвигаться, диаметр и жесткость сухожилия приблизились к нормальным значениям, а отек, воспаление и некроз снизились.

edalmesa | 123rf.com

Ученые из Италии показали, что терапия повреждений сухожилий с помощью аутологичных жировых микротрансплантатов (AAMG) эффективна для лечения овец. Пользу этого подхода уже демонстрировали на грызунах, но овца в этом случае — более подходящая модель благодаря своему размеру.

При использовании традиционных методов лечения сухожилия восстанавливаются очень медленно, а диаметр и жесткость никогда не достигают значений, характерных для здоровых тканей. Также повреждение сухожилий сопровождается воспалением, болевыми ощущениями и потерей подвижности. Терапия кортикостероидами вызывает споры, так как показано, что эти препараты ингибируют синтез коллагена.

Авторы работы вызвали тендинопатию двух ахилловых сухожилий у 16 самок овец с помощью коллагеназы типа 1. Четырех овец оставили без лечения в качестве контрольной группы. Через 15 дней 12 овцам в один из поврежденных сайтов ввели AAMG. Второе сухожилие оставили без лечения. Состояние повреждения проверяли через четыре и восемь недель.

Аутологичные жировые микротрансплантаты получили из собственного жира овцы механическим способом. AAMG обогащены стромально-васкулярной фракцией (SVF), которая содержит стволовые клетки, мезенхимальные и эндотелиальные клетки-предшественники, лейкоциты и перициты. Авторы использовали механический способ разделения жира вместо ферментативного, так как в Европе для лечения людей можно использовать только клетки, подвергшиеся минимальному вмешательству. Кроме того, этот подход позволяет сохранить микроокружение периваскулярной ниши.

В конце эксперимента овцы по-прежнему прихрамывали, но переносили больше веса на ногу, подвергшуюся терапии. Сухожилия после лечения имели диаметр и жесткость, похожие на показатели здоровых тканей. Кроме того, улучшилась общая структура сухожилия, например, ориентация волокон. Гистологический анализ показал снижение отека, воспаления и некроза ткани. Иммуногистохимия выявила повышенный синтез коллагена 1, важного для структурной организации сухожилия, и пониженный — коллагена 3 и склеродермина, характерных для шрамов.

Сами ученые связывают эффективность терапии с поддержанием и организацией существующих волокон, а не с увеличением пула клеток. Они считают, что результаты позволяют обосновать переход к испытаниям на людях