Пероральная иммунотерапия вызывает ремиссию аллергии на арахис у маленьких детей

Получение малых доз арахисового белка на протяжении нескольких лет может вылечить аллергию на арахис. В клиническом исследовании приняли участие около 150 детей от года до трех лет, в результате у 20% детей не было аллергической реакции на 5 г арахисового белка через полгода после лечения. Чаще всего достигали ремиссии самые младшие дети и те, у кого в начале исследования уровень специфических антител к арахису был самым низким.

Credit:
123rf.com

В США от аллергии на арахис страдает около 2% детей, или почти 1,5 миллиона. Даже 100 мг белка арахиса (примерно треть ядрышка) способны запустить аллергическую реакцию, которая может быть опасной для жизни. Результаты нового исследования оральной иммунотерапии под названием IMPACT опубликованы в The Lancet. Исследование спонсировал Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) США.

Существуют несколько методов иммунотерапии аллергии на арахис, основанных на введении в организм маленьких порций аллергена: пластыри, сублингвальная иммунотерапия (помещение препарата под язык), а также оральная иммунотерапия — добавление к пище небольших количеств арахисового белка.

Оральная иммунотерапия уже проходила клинические исследования, например, Peanut Allergy Oral Immunotherapy Study of AR101 for Desensitization in Children and Adults (PALISADE). В третьей фазе КИ начинали с 0,5 мг арахиса, постепенно увеличивая дозу до 300 мг. Эту дозу пациенты принимали ежедневно в течение года. Метод работал, однако некоторые участники пострадали от серьезных побочных эффектов, у 1% развился эозинофильный эзофагит, у 5% — проблемы с пищеварением.

Новое исследование IMPACT включало детей младшего возраста, иммунная система которых еще только формируется. Два предыдущих исследования показали, что пероральная иммунотерапия арахисом безопасна для малышей и может быть эффективной.

В КИ приняли участие 146 детей в возрасте от года до трех лет, с аллергическими реакциями на белок арахиса в количестве не более 500 мг. Детям давали муку, содержащую арахисовый белок либо, в группе плацебо, такую же на вид муку без компонентов арахиса (в первой группе было 96 человек, во второй 50). Чтобы замаскировать вкус, муку подмешивали в яблочное пюре или другие продукты. Распределение в экспериментальную и контрольную группы было рандомизированным, и никто, кроме фармацевта и диетолога, не знал, кто из детей получал арахисовую муку, кто плацебо, пока не были собраны все данные и не закончились осмотры.

В течение 30 недель дети в группе лечения получали все больше арахисового белка, пока доза не достигла 2 г, что эквивалентно примерно восьми орешкам. Эту дозу они принимали еще два года, так что общая продолжительность оральной терапии составила около 2,5 лет.

После этого дети получали постепенно увеличивающиеся дозы арахисового белка до кумулятивного максимума в 5 граммов (примерно столько содержится в полутора столовых ложках арахисового масла). Отсутствие реакции на аллерген считалось десенсибилизацией. В итоге 71% детей, получавших арахисовую муку, были десенсибилизированы, а в группе плацебо — 2% (один ребенок).

Затем терапию прекратили и арахис исключили из пищи на полгода. По окончании перерыва дети снова получили 5 г арахисового белка. Теперь отсутствие аллергической реакции считали ремиссией. Позже в другой день таким детям давали 8 г арахисового масла, чтобы подтвердить ремиссию.

После шести месяцев исключения аллергена 21% детей, получавших арахисовую муку, не продемонстировали аллергии на 5 г арахисового белка; в группе плацебо ремиссия по-прежнему была у одного ребенка.

Иммунотерапия снижала по сравнению с плацебо количество иммуноглобулинов Е (IgE) к арахису и его основному аллергокомпоненту Ara h2, реакцию в кожных прик-тестах и активацию базофилов, а также повышала специфические IgG4 (их присутствие свидетельствует о включении противовоспалительных механизмов, вызывающих толерантность).

С наибольшей вероятностью достигли ремиссии самые младшие дети и те, у кого в начале исследования были низкие уровни IgE к арахису. Среди детей от года до двух ремиссии достиг 71%, среди двухлетних детей — 35%, среди трехлетних — 19%.

Хотя почти все дети, получавшие арахисовую муку, имели по крайней мере одну нежелательную реакцию во время лечения, большинство реакций были легкой или средней степени тяжести. Надо отметить, что такие реакции отмечались и в группе плацебо (80% против 98% в экспериментальной группе.

Двадцать один ребенок за два с половиной года терапии получал адреналин для лечения 35 умеренных реакций, сообщается в статье. Это звучит не вдохновляюще, но основная цель лечения аллергии не в том, чтобы дети могли есть бутерброды с арахисовым маслом, а в том, чтобы они не попали в больницу, если получат с пищей следовые количества аллергена. Риск достаточно высок, чтобы рассматривать серьезно все терапевтические возможности.

Источник

Stacie M Jones, et al. Efficacy and safety of oral immunotherapy in children aged 1–3 years with peanut allergy (the Immune Tolerance Network IMPACT trial): a randomised placebo-controlled study // The Lancet, 399, 10322, 359-371, 2022, DOI: 10.1016/S0140-6736(21)02390-4

Добавить в избранное