Первая группа крови несколько снижает риск инфекции SARS-CoV-2

Люди с группой крови 0 (I) имеют несколько меньший риск заразиться вирусом SARS-CoV-2. Вместе с тем, у тяжелых больных COVID-19 группы крови А (II) и АВ (IV) связаны с большей вероятностью необходимости ИВЛ и диализа и большей продолжительностью интенсивной терапии.

Credit:

Sirawit Hengthabthim | 123rf.com

Предположение, что люди с разными группами крови в различной степени подвержены заражению новым коронавирусом и тяжелому течению COVID-19, уже высказывалось. Но до сих пор оно не было достаточно надежно обосновано и казалось не слишком убедительным. Две научных статьи в журнале Blood Advances подкрепляют эту гипотезу статистические данные.

Первая статья опубликована специалистами нескольких университетских клиник Дании, в том числе Университета Южной Дании в Оденсе. Они провели ретроспективное когортное исследование, в котором сопоставили результаты тестирования на SARS-CoV-2 с группами крови. Из 841 327 людей, прошедших ПЦР-тестирование на SARS-CoV-2 с конца февраля до конца июля, отобрали 473 654 человека (56%), для которых были известны группы крови по системам AB0 и RhD (резус-фактор); 29% в ней составляли мужчины, 71% женщины. В контрольную когорту вошли 2 204 742 человека, не проходивших тестирование (это около 38% всей популяции Дании). Среди тестированных и нетестированных распределение по группам крови было одинаковым.

В когорте тестированных 7422 человека получили позитивный результат теста на SARS-CoV-2 и 466 232 — негативный. Среди получивших негативный результат теста доля людей с группой крови 0 составила 41,48% — почти столько же, сколько в контрольной выборке (41,69%); в то же время среди получивших положительный результат теста доля людей с группой крови 0 была ниже (38,41%). Разница незначительная, однако она была достоверной (p<0,001). Доли людей с группами крови А, В и АВ среди получивших позитивный результат теста были выше, чем в контрольной выборке (p<0,001, p=0,091 и p=0.011 соответственно). Разницы по группам RhD, то есть по резус-фактору между позитивными и негативными по SARS-CoV-2 индивидами не отмечено.

Дальнейший анализ не показал связи между группами крови и тяжестью COVID-19, то есть не было разницы в распределении групп крови между госпитализированными и амбулаторными пациентами, а также между умершими и выжившими. Отмечено другое — иммигранты из стран, не относящихся к Западной Европе, были вдвое больше представлены среди пациентов с COVID-19 (18% против 9% в популяции). Поскольку частота групп крови варьирует между этническим группами, исследователи допустили, что этот фактор мог несколько повлиять на результат. Однако, когда они провели специальный анализ, включив в него данные по частоте групп крови у иммигрантов, результат показал, что это возможное влияние незначительно и не изменяет общей картины. Итоговый вывод статьи состоит в том, что люди с группой крови 0 (I) меньше подвержены риску заражения.

В другой статье, опубликованной специалистами Университета Британской Колумбии в Канаде, исследуется связь между группой крови и тяжестью течения COVID-19, а также возникающими при этом заболевании полиорганными нарушениями. Авторы сфокусировались на пациентах с тяжелыми формами болезни, поэтому выборка у них гораздо меньше, чем в первой работе. Они проанализировали данные, полученные из шести университетских клиник с конца февраля до конца апреля. В группу попали 95 пациентов с COVID-19, находящиеся в отделениях интенсивной терапии, для которых была известна группой крови. В качестве контроля ученые использовали национальную базу данных по группам крови доноров (398 671 человек) и базу данных провинции Британская Колумбия (62 246 человек) и убедились, что среди пациентов, включенных в исследование, распределение по группам крови не отличается от таковой в этих базах.

Авторы разделили всех пациентов на две группы: с 0 и В (57 человек) и с А и АВ (38 человек), будем называть их пациентами 0-В и А-АВ. Оказалось, что в искусственной вентиляции легких нуждалась большая доля пациентов А-АВ (84%), чем пациентов 0-В (61%). Разница сохранялась при учете других факторов: пол, возраст, сопутствующие заболевания. Большей доле пациентов А-АВ (32%) потребовалось применение аппарата для диализа и плазмафереза по сравнению с пациентами 0-В (9%). Из клиники были выписаны 67 пациентов (71%), при этом в группе 0- В пациентов доля выписанных составила 75%, а в группе А-АВ 63% (из-за малой величины выборки эта разница статистически недостоверна). Среди выписанных пациентов время нахождения в отделении интенсивной терапии оказалось более продолжительным у А-АВ пациентов, в то время как в длительности пребывания в клинике не было разницы.

Лабораторное исследование крови показало у пациентов А-АВ более высокий уровень D-димера — маркера тромбозов, образующегося при распаде фибрина; это может говорит о риске дыхательной недостаточности. По уровню провоспалительных цитокинов различий между группами не было. Но существенно, что в группе пациентов А-АВ оказался более высоким уровень биомаркеров дисфункции почек и печени.

Итак, пациенты на интенсивной терапии с группами крови А (II) и АВ (IV) с большей вероятностью нуждаются в ИВЛ, диализе и проводят больше времени в отделении интенсивной терапии, чем пациенты с группами крови 0(I) и В (III). Очевидно, у них чаще возникает нарушение работы различных органов, в том числе легких, почек, а судя по биомаркерам, и печени.

«Мы наблюдали повреждения легких и почек, а в будущих исследованиях собираемся выяснить влияние группы крови при COVID-19 на состояние других органов, — комментирует ведущий автор статьи Майпиндер Секон из Университета Британской Колумбии. — Поскольку у нас появляется много людей, преодолевших острую фазу болезни, нам нужно понять, как можно определить тех, у кого есть риск долгосрочных последствий».

Каков же может быть механизм влияния группы крови на COVID-19? Авторы приводят данные, полученные ранее для вируса SARS-CoV-1. В лабораторных экспериментах было показано, что частицы SARS-CoV-1 могут быть гликозилированы вариантом A гликозилтрансфераз ABO — тем самым ферментом, который фомрирует А-антиген эритроцитов. За счет этого анти-А антитела (антитела к А-агглютиногенам на поверхности эритроцитов, которые имеются в плазме групп крови 0 и В), ингибируют взаимодействие между вирусом и ACE2 рецептором и тем самым нейтрализуют вирус. Поскольку вирусы SARS-CoV-1 и SARS-CoV-2 довольно схожи, можно ожидать, что и для последнего это верно.В таком случае анти-А антитела могут оказывать защитный эффект против вируса и препятствовать поражению органов. Кроме того, ранее было показано, что люди с «ненулевыми» группами крови имеют больший риск тромбозов, а это один из самых важных осложнений при COVID-19.

Источники

Mike Bogetofte Barnkob, Anton Potteg, Henrik Støvring et al. Reduced prevalence of SARS-CoV-2 infection in ABO blood group O // Blood Advances 2020, 4, 20, DOI:  10.1182/bloodadvances.2020002657

Ryan L. Hoiland, Nicholas A. Fergusson, Anish R. Mitra et al. The association of ABO blood group with indices of disease severity and multiorgan dysfunction in COVID-19 // Blood Advances 2020, 4, 20, DOI:  10.1182/bloodadvances.2020002623

Добавить в избранное