Полигенная оценка риска предскажет развитие диабета после трансплантации

Ученые из США проанализировали влияние генетической предрасположенности донора и (или) реципиента печени и почки к диабету. На основании данных GWAS они провели полигенную оценку риска развития сахарного диабета после трансплантации. Авторы говорят о возможности использования этих данных для предотвращения развития заболевания.

Одно их самых частых осложнений при трансплантации печени и почек — это посттрансплантационный сахарный диабет (ПТСД), который развивается в первые полгода-год после операции. По метаболическим проявлениям он похож на сахарный диабет 2 типа: у пациента наблюдается гипергликемия, инсулинорезистентность, ожирение, гипертензия и воспалительные процессы. К сожалению, ПТСД нередко сопровождается нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы, что может стать причиной гибели пациента. Исследователи из Пенсильванского университета (США) и коллабораторы предположили, что генетическая предрасположенность к диабету 2 типа у реципиентов и (или) доноров играет ключевую роль в развитии ПТСД у пациентов, получивших орган.

Исследователи отобрали четыре группы пациентов: доноры печени, реципиенты печени, доноры почки и реципиенты почки. Для каждого участника был проведен полногеномный поиск ассоциаций (GWAS) для выявления геномных вариантов, ответственных за развитие диабета 2 типа. На основе данных GWAS ученые провели полигенную оценку риска сахарного диабета 2 типа (polygenic risk score type 2 diabetes, PRS-T2D), которая отражает генетическую предрасположенность пациента к заболеванию.

Сначала ученые проверили, выявит ли PRS-T2D пациентов, у которых сахарный диабет развился до трансплантации. Анализ подтвердил связь между PRS-T2D и заболеванием. Дальнейшее исследование показало, что PRS-T2D реципиента — предиктор сахарного диабета независимо от пересаженного органа (печени или почки). Авторы также продемонстрировали, что PRS-T2D донора вносит вклад в развитие патологии, но только при трансплантации печени. Это объясняется тем, что печень играет огромную роль в метаболизме углеводов и жиров, а также осуществляет элиминацию инсулина из кровотока.

В предыдущих исследованиях было доказано, что иммуносупрессивные препараты, которые принимают пациенты после трансплантации органа, индуцируют развитие ПТСД. Авторы работы предполагают, что использование PRS-T2D поможет скорректировать терапию и снизить риск появления патологии.

Таким образом, по мнению исследователей, с помощью PRS можно спрогнозировать появление ПТСД у пациентов и предотвратить развитие болезни. Оценку значений PRS-T2D (как у реципиента, так и у донора) следует проводить перед трансплантацией. Пациенты с генетической предрасположенностью к развитию заболевания требуют постоянного наблюдения для начала лечения на ранней стадии.

Shaked A., et al. Donor and recipient polygenic risk scores influence the risk of post-transplant diabetes. Nature Medicine. Apr 7, 2022. DOI: 10.1038/s41591-022-01758-7