Полноэкзомный анализ выявил избыток редких SNV, повреждающих гены, при обсессивно-компульсивном расстройстве

Ученые проанализировали экзомы 1 300 пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) и определили вклад редких однонуклеотидных вариаций и инделов в развитие этого состояния. Чаще всего мутации встречались в гене SLITRK5, вовлеченном в формирование возбуждающих и тормозных нервных синапсов.

Katarzyna BiaÅ‚asiewicz | 123rf.com

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это состояние, которое характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и повторяющихся действий (компульсий). Исследования подтверждают наличие генетического фактора ОКР, однако вклад редких кодирующих однонуклеотидных вариаций (SNV) и инделов изучен недостаточно хорошо.

Чтобы заполнить этот пробел, группа ученых из США секвенировала и проанализировала экзомы 1 313 пациентов с ОКР. На сегодня это самая большая когорта с данным расстройством, задействованная в одном исследовании. Рассматривались как единичные случаи расстройства, так и семьи со здоровыми родителями и одним или двумя детьми с ОКР. Контрольную группу составили 11,580 здоровых индивидов.

Учеными обнаружили значительный избыток редких SNV, в том числе связанных с потерей функции гена, у индивидов с ОКР по сравнению с общей популяцией. На уровне единичных генов наиболее значимые ассоциации продемонстрировал ген SLITRK5, продукты которого задействованы в возбуждающей и тормозящей активности синапса, — повреждающие варианты встречались в нем чаще всего. В семьях с одним ребенком с ОКР у детей мужского пола вероятность возникновения de novo SNV и инделов была выше, чем у детей женского пола. Авторы отмечают, что при расстройствах аутистического спектра (РАС) наблюдается обратная картина: женщины более подвержены de novo мутациям, чем мужчины.

У пациентов с ОКР мутации de novo чаще всего затрагивали ген CHD8, вовлеченный в развитие нервной системы. Повреждения этого гена ранее связывали с РАС и другими неврологическими нарушениями.

На сегодня существует два вида терапии ОКР: ингибирование обратного захвата серотонина в синапсах и когнитивно-поведенческая терапия. Эти подходы работают только для половины пациентов. Исследование генов, ассоциированных с развитием ОКР, вносит значимый вклад в создание более эффективной терапии, которая будет направлена непосредственно на генетическую причину расстройства.

Halvorsen, et al. // Exome sequencing in obsessive–compulsive disorder reveals a burden of rare damaging coding variants. // Nature Neuroscience, published 28 June 2021; DOI: 10.1038/s41593-021-00876-8