Предложена реплицирующаяся РНК-вакцина против COVID-19

Вакцина на основе альфавируса вызывает сильный иммунный ответ на SARS-CoV-2 в экспериментах на мышах и приматах. Создатели вакцины намерены перейти к первой фазе клинических испытаний.

Дизайн и упаковка вакцины repRNA-CoV2S

Credit: Jesse H. Erasmus et al. По Creative Commons Attribution license

Вакцину на основе вируса венесуэльского энцефаломиелита лошадей (VEE) разработали ученые из Вашингтонского университета в Сиэтле совместно с компанией HDT Bio. Эта реплицирующаяся РНК-вакцина (репРНК-вакцина) имеет ряд преимуществ перед уже проходящими клинические испытания вакцинами на основе мРНК (см., например, о вакцинах компаний Moderna и BioNTech/Pfizer). Она стабильна и требует меньших доз при однократной или прайм-буст вакцинации.

Конструкция РНК вакцины включает гены альфавируса VEE, необходимые для репликации РНК в клетке хозяина, а вместо генов структурных белков VEE — ген полноразмерного S-белка коронавируса SARS-CoV-2. Попадая в клетки организма хозяина, такая конструкция размножается и производит большое число копий матричных РНК для синтеза антигена — S-белка.

Другая особенность вакцины помимо репликации — ее РНК связана с наночастицами нового поколения LION (Lipid InOrganic Nanoparticles). Это эмульсия, состоящая из углеводорода сквалена с наночастицами оксида железа в липидных оболочках. При простом смешивании с мРНК наночастицы образуют стабильные комплексы, которые сохраняются при комнатной температуре минимум неделю. Таким образом, вакцину удобно транспортировать, разделив компоненты, а затем, смешав, хранить достаточное время.

Вакцину проверили на мышах и свинохвостых макаках. Однократная иммунизация вызывала выработку нейтрализующих антител и Т-клеточный ответ. Уровень антител был сопоставим с таковым в крови переболевших коронавирусной инфекцией. Легочных иммунопатологий и других нежелательных реакций не отмечалось. Выработка антител при однократной иммунизации в максимальной дозе (250 мкг) нарастала у макак 42 дня, то же самое происходило при двукратной иммунизации по 50 мкг с промежутком в две недели.

Команда разработчиков намерена получить разрешение на клинические испытания вакцины и провести их как можно скорее.

(Другая реплицирующаяся РНК-вакцина, созданная в Имперском колледже Лондона уже прошла первую фазу клинических испытаний.)

Jesse H. Erasmus et al. // Science Translational Medicine 20 Jul 2020: eabc9396. DOI: 10.1126/scitranslmed.abc9396