При аминокислотном голодании в ядрах клеток образуются скопления протеасом

При дефиците аминокислот в ядрах клеток млекопитающих за счет разделения фаз на границе жидкость-жидкость формируются протеасомные агрегаты. Это приводит к снижению выживаемости клеток и увеличивает вероятность p53-зависимого апоптоза.

Модель 26S протеасомного комплекса.

Credit: walter6730 | 123rf.com

Механизмы, регулирующие поведение протеасом в клетках животных при нехватке питательных веществ, до конца не изучены. Ранее было показано, что при голодании протеасомы в цитоплазме частично разрушаются по пути аутофагии. Авторы новой работы, опубликованной в Nature Communications, установили, что нехватка аминокислот способствует формированию скоплений протеасом в ядрах клетках млекопитающих. Эти скопления образуются по механизму разделения фаз на границе жидкость-жидкость (liquid-liquid phase separation, LLPS). Ученые назвали их SIPAN (Starvation-Induced Proteasome Assemblies in the Nucleus). Образование SIPAN в конечном счете приводит к апоптозу.

Ученые работали с клетками линии IMR90 (первичные фибробласты зародышевого легкого человека) в качестве нормальных диплоидных клеток, а также с клетками карциномы толстой кишки HCT116. Они показали, что при нехватке питательных веществ в клетках обоих типов компоненты протеасомного комплекса, как регуляторные, так и каталитические, локализуются в ядре. Дальнейший анализ показал, что при голодании в ядрах клеток млекопитающих образуются скопления из полностью собранных 26S протеасомных комплексов — SIPAN. Более того, формирование SIPAN является одним из главных ответов клеток млекопитающих на нехватку питательных веществ, в особенности аминокислот.

Аналогичные эксперименты на различных линиях раковых и нормальных клеток животных подтвердили, что голодание приводит к образованию SIPAN в ядрах. SIPAN — динамичные структуры: они могут сливаться друг с другом или подвергаться разборке. Для разборки SIPAN достаточно поместить клетки в свежую среду, богатую аминокислотами. Затем ученые показали, что SIPAN формируются по механизму LLPS. В частности, они исчезают при обработке клеток 1,6-гександиолом — агентом, который препятствует LLPS и разрушает слабые гидрофобные взаимодействия. Кроме того, динамика SIPAN в значительной мере определяется циклами убиквитилирования и деубиквитилирования, и для образования SIPAN необходим убиквитинсвязывающий белок RAD23B. Именно связанный с протеасомами RAD23B запускает LLPS при формировании SIPAN. За накоплением SIPAN следует p53-зависимый апоптоз голодающих клеток, опосредованный RAD23B и другим белком-регулятором протеасом, PSME3.

Авторы работы отметили, что в некоторых линиях раковых клеток формирование SIPAN затруднено, а превращение нормальной клетки в злокачественную сопровождается утратой способности к формированию SIPAN и уходу в апоптоз при нехватке питательных веществ. По их мнению, запуск SIPAN может остановить рост опухоли за счет гибели голодающих злокачественных клеток.

Uriarte, M., Sen Nkwe, N., Tremblay, R., et al. Starvation-induced proteasome assemblies in the nucleus link amino acid supply to apoptosis. // Nature Communications, 12, 6984, 2021, DOI: 10.1038/s41467-021-27306-4