При синдроме Гийена–Барре аутореактивные Т-клетки поражают периферические нервы

Известно, что синдром Гийена–Барре (СГБ) имеет аутоиммунную природу и провоцируется инфекциями, но механизм развития заболевания детально не исследован, неясно, чем отличаются его разные формы. Швейцарские ученые обнаружили у тех пациентов с СГБ, у которых повреждены миелиновые оболочки периферических нервов, CD4+ и CD8+ Т-клетки, нацеленные на миелиновые антигены. Они присутствовали не только в крови, но и в спинномозговой жидкости, а также в биопсии нерва одного из больных.

Синдром Гийена–Барре, он же острый полирадикулоневрит или СГБ — редкое аутоиммунное заболевание периферической нервной системы, которое может сопровождаться тяжелой мышечной слабостью, нарушением болевых, тактильных, температурных ощущений. СГБ обычно начинается со слабости и покалывания в ногах, которые затем могут распространяться на руки и верхнюю часть тела. Крайне редко развиваются полный паралич и нарушения дыхания. Синдром Гийена–Барре часто провоцируется предшествующими вирусными или бактериальными инфекциями. Хорошо известны как триггеры СГБ респираторные инфекции, а также гастроэнтериты, вызванные бактерией Campylobacter jejuni; роль инфекции SARS-CoV-2 остается  дискуссионной. Описаны редкие случаи СГБ после прививки вакцинами против коронавируса от Johnson & Johnson и AstraZeneca (но не другими вакцинами).

СГБ крайне гетерогенен по клиническому фенотипу и течению. Различают его демиелинизирующую форму, при которой поражаются миелиновые оболочки и шванновские клетки, и острую нейропатию с поражением мембран аксонов в перехватах Ранвье. Доказан положительный эффект плазмафереза и внутривенного введения иммуноглобулинами: у большинства пациентов даже с тяжелыми формами достигается полное выздоровление. Тем не менее почти 20% пациентов остаются тяжелыми инвалидами, и почти 5% умирают от респираторных проблем. Группа швейцарских исследователей под руководством Даниэлы Латорре из Институте микробиологии ETH Цюриха, обнаружила, что Т-лимфоциты у пациентов с СГБ проникают в нервную ткань и воздействуют на миелиновые оболочки.

Авторы исследовали Т-лимфоциты как у пациентов с различными формами СГБ, так и у пациентов с наследственным демиелинизирующим заболеванием и у здоровых доноров, в том числе перенесших инфекцию SARS-CoV-2. У 12 из 15 пациентов с СГБ, связанным с поражением миелиновых оболочек, обнаружились аутореактивные CD4+ Т-клетки памяти, нацеленные на антигены миелина периферических нервов. Таких клеток не было ни у пациентов с поражением мембран аксонов, ни у здоровых контролей, и они обнаружились только у одного пациента с генетическим демиелинизирующим заболеванием.

CD4+ Т-клетки памяти двух пациентов стимулировали in vitro антигенами миелина либо антигенами вируса гриппа, а затем для антигенреактивных Т-лимфоцитов проводили секвенирование РНК единичных клеток и секвенирование Т-клеточных рецепторов (TCR). Эти клетки были фенотипически подобны цитотоксическим Т-хелперам первого типа (Th1) — экспрессировали характерные для них гены, а также маркеры цитотоксичности и гены, ранее связанные с аутоиммунными реакциями. У пациентов были обнаружены также цитотоксические CD8+ Т-клетки, реагирующие на миелиновые антигены.

Авторы в общей сложности охарактеризовали более 1000 аутореактивных клонов Т-клеток. Им удалось идентифицировать у пациентов с предшествующей цитомегаловирусной инфекцией клоны, реагирующие как на миелиновые аутоантигены, так и на антигены цитомегаловируса. Это подтверждает, что инфекция может быть триггером заболевания.

Аутореактивные клонотипы, определенные с помощью секвенирования TCRβ, присутствовали в крови одного и того же пациента на разных стадиях заболевания и, что особенно важно, были одними и теми же в крови и спинномозговой жидкости у пациентов с СГБ, но не у контролей. Более того, миелинреактивные Т-клетки нашли в биопсии нерва у одного из пациентов, и их репертуар перекрывался с теми Т-клетками, что присутствовали в крови.

«Мы обнаружили, что эти аутореактивные Т-лимфоциты характерны только для пациентов с типом СГБ, характеризующимся демиелинизацией нервов, и демонстрируют специфические признаки, связанные с заболеванием, отличающие их от здоровых людей», — подводит итог Даниэла Латорре. Таким образом, получено первое прямое свидетельство вклада аутореактивных Т-лимфоцитов в развитие СГБ.

Современные методы лечения эффективны для многих пациентов с СГБ, но им не хватает специфичности. Исследование швейцарских ученых открывает возможности для дальнейших исследований с участием большего количества пациентов, которые помогут расшифровать механизмы, способствующие развитию разных форм СГБ, и разработать методы таргетной терапии.

Коронавирус старит дофаминовые нейроны