Причиной пигментного ретинита могут быть структурные вариации генома

Нанопоровое секвенирование выявило большие делеции, затрагивающие ген EYS, у японских пациентов с пигментным ретинитом, для которых не удалось установить генетическую основу заболевания с помощью таргетного секвенирования коротких прочтений.

kimberrywood | 123rf.com

Пигментный ретинит (retinitis pigmentosa, RP) — это одна из форм наследственной дистрофии сетчатки, которая проявляется прогрессирующим ухудшением зрения вплоть до слепоты. На сегодня известно более 80 генов, ассоциированных с развитием RP. Чаще всего заболевание связано с генами EYS, USH2A, RPGR и RHO, но у многих пациентов молекулярная основа RP остается неясной.

В японской популяции наиболее распространен аутосомно-рецессивный RP, связанный с мутациями в EYS. Ранее группа ученых из Японии провела таргетное секвенирование 83 генов, ассоциированных с RP, у 1 204 пациентов. Генетическую причину болезни определили только для 29,6% участников, однако у четверти остальных наблюдались патогенные варианты EYS в гетерозиготе. Ученые предположили, что причиной RP могут быть структурные вариации (SV) или варианты интронов, которые сложно отследить с помощью таргетного секвенирования коротких ридов. В новой работе они повторно проанализировали образцы от 15 пациентов с RP, у которых ранее были выявлены гетерозиготные патогенные варианты EYS, с помощью полногеномного секвенирования длинных прочтений.

Секвенирование выполнялось по технологии Oxford Nanopore Technologies. Ученые подтвердили найденные ранее патогенные варианты EYS, а также обнаружили 46 899 SV — делеций, инсерций, инверсий и дупликаций, из которых 15 затрагивали гены, ассоциированные с RP, и могли быть причиной болезни. В частности, у двоих пациентов большие делеции перекрывали экзоны EYS. Более подробный анализ делетированных локусов позволил считать причиной RP в этих случаях именно нарушение EYS. Другие 13 SV после детального рассмотрения были исключены из анализа.

Авторы не обнаружили двух описанных значимых делеций, затрагивающих EYS, у остальных 1 189 участников исследования. Это означает, что найденные SV не являются мутациями-основателями.

В работе не анализировались интронные варианты. Как пишут ученые, тому было несколько причин. Во-первых, ранее не сообщалось о патогенных интронных вариантах EYS. Во-вторых, патогенность интронных вариантов требует функциональной валидации. В-третьих, секвенирование длинных ридов не обладает достаточной точностью для такого анализа. Тем не менее, полученные результаты говорят о необходимости поиска SV и нарушений в некодирующих областях генома у пациентов с невыясненной генетической основой RP.

Ранее мы писали об оптогенетической терапии RP, не зависящей от мутации, которая вызвала заболевание.

Yusuke Sano, et al. Likely pathogenic structural variants in genetically unsolved patients with retinitis pigmentosa revealed by long-read sequencing. // Journal of Medical Genetics, Published October 21, 2022, DOI: 10.1136/jmedgenet-2022-108428