Разлив нефти в Мексиканском заливе изменил экспрессию генов дельфинов

Американские исследователи сравнили экспрессию генов в образцах крови дельфинов-афалин, живущих в местах, подвергшихся загрязнению при разливе нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, и в не загрязненных водах. У дельфинов под влиянием нефтяного загрязнения изменилась экспрессия генов, связанных с иммунным ответом, формированием цитоскелета и дисфункцией митохондрий.

Для оценки долгосрочных последствий взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon и разлива нефти в 2010 году в Мексиканском заливе команда исследователей из американского Национального фонда морских млекопитающих изучала профиль экспрессии генов в крови дельфинов в течение нескольких лет после катастрофы. У животных, подвергшихся влиянию нефтяного загрязнения, были выявлены отличия в экспрессии генов, связанных с иммунным ответом, формированием цитоскелета и дисфункцией митохондрий, причем эти отличия были максимальными в первые годы после разлива нефти.

Анализ транскриптома — перспективный и чувствительный метод оценки состояния организма, поскольку изменения в профиле экспрессии генов появляются раньше, чем физиологически значимые изменения в организме, связанные с болезнью. В поисках маркеров, которые могли бы быть полезны для оценки здоровья и изучения морских млекопитающих, авторы сравнили экспрессию генов в крови дельфинов, пострадавших от разлива нефти, с экспрессией генов у дельфинов, обитающих в не загрязненных водах.

Для исследования было получено 76 образцов крови дельфинов-афалин Tursiops truncatus от 71 животного; 60 из них — от дельфинов, обитающих в бухте Баратария, загрязненной нефтью, с 2013 по 2018 год, и 16 — от дельфинов из не загрязненной бухты Сарасота. Помимо отбора крови, проводилось общее ветеринарное обследование животных.

Всего было идентифицировано 11 599 экспрессируемых генов в крови. Анализ главных компонент показал разницу между образцами из Баратарии и Сарасоты, По-разному экспрессировались 154 гена (1,3% от общего числа), из них у 90% экспрессия была выше в образцах из Сарасоты. Большинство генов, экспрессия которых различалась, были связаны с рибосомами (уровень экспрессии ниже в Баратарии). Также у дельфинов из загрязненных вод была понижена экспрессия генов, связанных с синтезом гемоглобина. У них же была повышена экспрессия генов, связанная с антивирусным и другими видами иммунного ответа, причем в основном у дельфинов, подвергшихся воздействию катастрофы, и в меньшей степени — у рожденных после нее. При этом изменения в экспрессии генов, связанных с цитоскелетом, были обнаружены у дельфинов из Баратарии независимо от возраста. Также у них были обнаружены нарушения экспрессии генов, связанных с окислительным фосфорилированием, что может вызывать различные заболевания, а также снижение фертильности у самок.

Новое исследование стало большим шагом к определению биомаркеров стресса и болезней, которые могли бы использоваться для оценки здоровья дельфинов даже при отсутствии сопутствующей ветеринарной информации.

Morey J.S., et al. Transcriptome profiling of blood from common bottlenose dolphins (Tursiops truncatus) in the northern Gulf of Mexico to enhance health assessment capabilities. // PLoS ONE 17(8): e0272345, published online 24 August 2022. DOI: 10.1371/journal.pone.0272345