Разработчики вакцины «Ковивак» опубликовали результаты доклинических исследований

Доклинические исследования эффективности цельновирионной вакцины «Ковивак», разработанной в Центре им. М.П. Чумакова, проводились на грызунах и приматах. Вакцина вызвала у животных выработку специфических к белкам коронавируса и нейтрализующих антител. Два курса иммунизации защитили хомячков от развития тяжелой пневмонии при заражении живым вирусом.

belchonock | 123rf.com

Исследователи Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН опубликовали в журнале «Emerging Microbes & Infections» результаты преклинических исследований цельновирионной вакцины «КовиВак» против коронавируса SARS-CoV-2. Для производства вакцины клетки Vero (культура, полученная из почечного эпителия африканской зеленой мартышки, широко используется в научных исследованиях и биотехнологии) инфицируют вирусом SARS-CoV-2. После инкубации выделяют вирус, инактивируют β-пропиолактоном и очищают последовательными фильтрациями и хроматографией.

Безопасность, иммунологическую и защитную эффективность вакцины проверяли в экспериментах на мышах, крысах, морских свинках и мармозетках Callithrix jacchus (подробнее в мартовском интервью с Георгием Игнатьевым на PCR.NEWS).

Безопасность вакцины оценивали на мышах и морских свинках. Введение вакцинного антигена в высокой дозе (6 мкг) внутримышечно или внутривенно не повлияло на их состояние и поведение, не вызвало патологических изменений по сравнению с животными контрольной группы. Исследование хронической токсичности (вакцину вводили ежедневно внутримышечно в течение 10 дней) также не привело к негативным последствиям.

У морских свинок, которым вводили вакцину, не было отмечено признаков гиперчувствительности, за исключением незначительного расчесывания места инъекции, как и в группеплацебо, получавших вместо вакцины физраствор. Но когда мышам, сенсибилизированных вакциной внутрибрюшинно, через 19 дней вводили вакцину подкожно, на следующий день развивался отек. Это свидетельствовало о реакции на антиген вакцины. Аналогичным образом, не было различий по состоянию здоровья между экспериментальной и контрольной группой мармозеток.

Вакцина не проявляла признаков острой или хронической токсичности, гиперчувствительности немедленного типа и не подавляла гуморальный иммунитет к антигену, не связанному с SARS-CoV-2. Она также не оказала негативного влияния на беременных крыс: животные прибавляли в весе, признаков преждевременных или трудных родов не наблюдалось, интоксикации или летальных исходов не было, плоды формировались нормально, без патологий. Физическое и неврологическое развитие потомства вакцинированных крыс не отличалось от контроля. Многократное внутримышечное введение вакцины самцам и самкам крыс не повлияло на их репродуктивные функции и развитие потомства: 90% самок забеременели после спаривания как в группе вакцинированных, так и в контрольной группе.

Иммуногенность «КовиВака» оценивали на мышах линии BALB/c, сирийских хомячках и мартышках. Животных иммунизировали вакциной в дозе 5–6 мкг дважды с интервалом в 14 дней, после чего анализировали образцы крови на антитела против SARS-CoV-2. К концу второй недели у 40% мышей, 87% хомяков и 83% мартышек образовались нейтрализующие антитела. После введения второй дозы вакцины титры антител увеличивались: к 28-му дню все животные имели антитела с титрами более 1:90, у сирийских хомяков уровень сероконверсии был самым высоким.

Для исследования специфичности связывающих антител мышей BALB/c вакцинировали в разных дозах (1,5, 3 или 6 мкг) дважды с интервалом в 14 дней. Антитела к S-белку были обнаружены начиная с 7-го дня у мышей, получивших вакцину в дозе 6 мкг; к рецептор-связывающему домену — с 21-го дня. На 21-й и 28-й дни титры антител к S белку и рецептор-связывающему домену были одинаковыми во всех трех группах дозирования. Антитела к нуклеокапсиду (N), белку, который связывается с РНК внутри вирусной частицы, появлялись у всех вакцинированных животных на 21-й день и снижались к 28 дню.

Хотя антитела против SARS-CoV-2 после первой иммунизации выработались у всех мышей, титры нейтрализующих антител наблюдались только у 40%. Однако после второй иммунизации, на 21-й день, они появились у всех животных, и титры резко выросли.

Также исследовали ответ на вакцинацию лимфоцитов селезенки мышей, получивших две дозы по 6 мкг. Спленоциты вакцинированных мышей реагировали на стимуляцию in vitro антигеном SARS-CoV-2 начиная с 7-го дня, на 14-й и 21-й день индекс стимуляции последовательно возрастал. Таким образом, вакцинация привела к образованию популяции специфичных лимфоцитов.

Защитную эффективность вакцины проверяли на сирийских хомячках. Характер течения болезни у этих животных сходен с развитием COVID-19 у человека. Контрольных и вакцинированных животных заражали живым вирусом интраназально. Контрольные животные теряли вес, тогда как вакцинированные набирали. Легкие всех животных контрольной группы содержали вирусную РНК на 4-е, 7-е и 14-е сутки, а в группе вакцинированных — только у одного из пяти животных РНК была обнаружена в легких на 4-й и 7-й дни, а к 14 дню исчезла.

Таким образом, эффективность и безопасность «КовиВака» подтверждена в исследованиях на животных. Ранее министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявлял, что результаты клинических исследований будут опубликованы в первом квартале 2022 года.

Пока что свои результаты публикуют независимые исследователи вакцин. В одной из публикаций сообщается об оценке иммунологической эффективности «КовиВака на основании 230 отзывов об определении антител IgG к белкам коронавируса с помощью коммерческих тест-систем; сероконверсия (доля имеющих антитела) после 35-го дня от первой дозы не превышала 45%. Авторы отмечали, что данные являются промежуточными и что иммунологическая эффективность может не отражать реальной эпидемиологической эффективности вакцины.

В другой публикации приведены следующие данные о заболеваемости привитых российскими вакцинами: «Спутник V» — 2 990 000 вакцинированных, 256 заболевших, или 86 (95%-ный доверительный интервал 75...906) заболевших на миллион; «ЭпиВакКорона» — 90 000 вакцинированных, 61 заболевший, или 678 (95% ДИ 518...858) на миллион (больше, чем среди непривитых); «КовиВак»: 20.000 вакцинированных, 4 заболевших, или 200 (95% ДИ 52..444) на миллион. Отмечается, что данных по «КовиВаку» слишком мало, чтобы делать статистически достоверные выводы.

Kozlovskaya L.I., et al. Long-term humoral immunogenicity, safety and protective efficacy of inactivated vaccine against COVID-19 (CoviVac) in preclinical studies // Emerging Microbes & Infections (2021), published online August 24, 2021. DOI: 10.1080/22221751.2021.1971569