Риск прогрессирования когнитивных нарушений до болезни Альцгеймера определили по микроРНК

Исследователи из Германии и США проанализировали образцы плазмы крови 847 пациентов и установили, какие микроРНК ассоциированы с развитием болезни Альцгеймера, а также с умеренными когнитивными нарушениями и с переходом от умеренных нарушений к болезни Альцгеймера. В последних двух случаях панели из трех микроРНК работали лучше, чем анализ биомаркеров спинномозговой жидкости и нейропсихологические тесты.

Credit:
123rf.com

Развитие когнитивных нарушений при болезни Альцгеймера происходит в течение долгого времени. Из-за этого нейропатологические изменения обычно выявляют на поздней стадии заболевания. Постановка диагноза на ранних стадиях — сложная и инвазивная процедура. Многие специалисты считают, что причина провала препаратов против Альцгеймера в клинических испытаниях — в позднем выявлении болезни. Есть необходимость в поиске новых методов ранней постановки диагноза. В новом исследовании специалисты из США и Германии продемонстрировали возможность выявления ранних стадий болезни Альцгеймера по циркулирующим в крови микроРНК.

микроРНК крови были выбраны в качестве биомаркера по нескольким причинам: они функционально связаны со многими мРНК и могут отражать нарушения в клеточном гомеостазе. Также микроРНК могут действовать паракринно, указывая на патологические изменения в структуре мозга. микроРНК достаточно стабильны. При этом их анализ не является инвазивным или дорогим, поэтому хорошо подходит для идентификации людей, которым показаны дальнейшие диагностические процедуры.

Ранее микроРНК уже активно изучались в контексте развития болезни Альцгеймера, однако интерпретация результатов анализа часто ограничивалась размером выборки пациентов. В новой работе авторы проанализировали образцы плазмы 847 участников ADNI (Alzheimer's Disease Neuroimaging Initiative), 165 из которых не имели когнитивных нарушений, 272 проявляли признаки ранних умеренных когнитивных нарушений (EMCI), 217 имели признаки поздних умеренных когнитивных нарушений (LMCI) и у 149 диагностировали болезнь Альцгеймера.

Используя машинное обучение, исследователи проанализировали данные секвенирования микроРНК, провели ROC-анализ и показали, что 300 микроРНК коррелируют с одним из диагнозов. Также выявили микроРНК, связанные с прогрессированием заболевания. В конечный список вошли 73 микроРНК.

Исследователи составили прогностическую панель для диагностики болезни Альцгеймера, состоящую из miR.142.3p, miR.98.5p и miR.9985, со значением AUC 0,72. Однако в данном случае тесты на когнитивные функции и анализ спинномозговой жидкости дают большую точность. Интереснее было прогнозирование MCI: для пациентов с EMCI было показано, что комбинация из miR.590.3p, miR.369.3p, и miR.9985 является хорошей предсказательной панелью со значением AUC 0,71. Также было показано, что miR.4429, miR.22.5p и miR.1306 — маркеры LMCI со значением AUC 0,71. Для EMCI и LMCI определение микроРНК дало лучшие результаты, чем инвазивные тесты.

Не менее важным, чем раннее выявление людей из группы риска, является прогнозирование перехода от MCI к болезни Альцгеймера. miR.125b.5p, miR.18a.5p и miR.26a.5p смогли предсказать переход от EMCI к болезни Альцгеймера с AUC 0,7. А для предсказания развития LMCI в болезнь Альцгеймера использовалась панель из miR.338.3p, miR.584.5p и miR.142.3p с AUC 0,75. Эти две панели продемонстрировали большую точность, чем анализ биомаркеров спинномозговой жидкости и нейропсихологические тесты.

Исследование подтверждает значимость идентификации микроРНК при поиске новых биомаркеров для выявления пациентов из группы риска в контексте развития болезни Альцгеймера. По мнению авторов, предсказание развития болезни по микроРНК может позволить диагностировать заболевание на ранней стадии, что откроет возможности для внедрения анализа в клиническую практику.

Диагноз «болезнь Альцгеймера» может быть поставлен по результатам теста на биомаркеры

Источник:

Krüger D.M., et al. The plasma miRNAome in ADNI: Signatures to aid the detection of at-risk individuals. // Alzheimer's Dement 1-16. (2024), published online 18 September 2024. DOI: 10.1002/alz.14157

Добавить в избранное