Сезонные коронавирусы вызывают Т-клеточный иммунитет к SARS-CoV-2

Недавние исследования показали, что Т-клеточные реакции на SARS-CoV-2 могут возникать у людей, которые не были им инфицированы. Новая работа напрямую демонстрирует существование Т-клеток, которые реагируют как на белки SARS-CoV-2, так и на белки неопасных коронавирусов, вызывающих простуду. Возможно, те, кто ранее болел другими коронавирусными инфекциями, легче переносят COVID-19.

Kateryna Kon | 123rf.com

Ранее в этом году группа во главе с сотрудниками Института иммунологии в Ла-Хойя (США) опубликовала интригующие результаты исследования адаптивного иммунного ответа на SARS-CoV-2 (подробнее на PCR.news). С помощью биоинформатических методов авторы предсказали, какие фрагменты вирусных белков (эпитопы) вызовут самые сильные реакции Т-клеток. Затем подвергли воздействию этих фрагментов CD8+ и CD4+ T-клетки (Т-киллеры и Т-хелперы) пациентов, которые выздоровели от легких форм COVID-19. У всех пациентов были Т-хелперы, которые распознавали белки SARS-CoV-2. Однако CD4+ Т-клетки, реагирующие на SARS-CoV-2, были также у 40-60% людей, которые точно не могли быть инфицированы новым коронавирусом. Они предположили, что одним из источников иммунной реакции у таких людей может быть Т-клеточная память на широко распространенные «простудные» коронавирусы человека, белки которых сходны с белками SARS-CoV-2.

Гуморальный и Т-клеточный иммунитет у людей, не болевших COVID-19, выявляли и другие исследователи. Однако есть данные, что нейтрализующие антитела к другим коронавирусам человека проявляют видоспецифичность, а взаимодействуют с белками SARS-CoV-2 антитела, которые не являются нейтрализующими. Это дополнительно подчеркивает возможную роль Т-клеточной памяти.

Чтобы определить, действительно ли Т-клеточные реакции, специфичные к SARS-CoV-2, у неинфицированных людей могут быть вызваны другими коронавирусными инфекциями, исследователи из Института иммунологии в Ла-Хойя и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл исследовали образцы крови человека, собранные до 2019 года. Мононуклеарные клетки периферической крови из этих образцов стимулировали фрагментами белков SARS-CoV-продолжительное время: это надежный метод выявления низкочастотных Т-клеточных ответов. Таким образом были проверены сотни эпитопов.

Наиболее частые и сильные кроссреактивные ответы Т-клеток у людей, не болевших COVID-19, были ассоциированы с фрагментами S-белка, с помощью которого вирус проникает в клетки человека. Однако наблюдались и ответы и на пептиды из других белков коронавируса. Исключением стал мембранный белок M (хотя у переболевших новой коронавирусной инфекцией Т-клеточный ответ на него есть).

Авторы также создали пул эпитопов из белков других коронавирусов, сходных с эпитопами SARS-CoV-2. Им удалось обнаружить CD4+ Т-клетки, перекрестно реагирующие как на эпитопы SARS-CoV-2, так и на эпитопы коронавирусов, вызывающих простуду (HCoV-OC43, HcoV-229E, HCoV-NL63 и HcoV-HKU1). Кроссреактивность была обнаружена у 10 из 42 линий Т-клеток. Ее вызывали фрагменты S-белка SARS-CoV-2, а также белков N, nsp8, nsp12 и nsp13. Ожидаемо, наблюдалась связь между степенью гомологии (сходством) эпитопов и кроссреактивностью.

Таким образом, получены весомые доказательства в пользу того, что вариации в тяжести протекания COVID-19 могут быть вызваны Т-клеточной памятью, которую сформировали коронавирусы, вызывающие простудные заболевания.

Jose Mateus et al. // Selective and cross-reactive SARS-CoV-2 T cell epitopes in unexposed humans. // Science, 4 Aug 2020: eabd3871; DOI: 10.1126/science.abd3871