Симптомы долгого ковида имеют разную этиологию

Исследователи из США и Швейцарии получили образцы крови пациентов с COVID-19 во время острой фазы болезни, после чего отслеживали у них симптомы долгого ковида. Они изучили сигнатуры генной экспрессии, специфичные для отдельных типов клеток крови. Сравнив сигнатуры плазматических клеток, авторы выделили два кластера симптомов с разной этиологией. Проблемы с легкими и пневмония формировали один кластер, а проблемы со сном, тошнота, высыпания и изменения обоняния и вкуса — другой. Симптомы из разных кластеров редко проявлялись одновременно.

Долгий ковид (post-acute sequelae of SARS-CoV-2 infection, PASC) — разнообразные симптомы, которые возникают у более половины перенесших COVID-19 людей после завершения острой фазы болезни. Существует несколько гипотез о связи острой фазы COVID-19 и PASC — хроническое воспаление, вызванное оставшимися вирусами, аутоиммунный ответ, дисбиоз микробиома или вирома, повреждение тканей. Ранние исследования выявили некоторые факторы риска возникновения PASC, однако нужно лучше охарактеризовать молекулярные процессы, которые происходят в организме во время острой фазы и приводят к развитию PASC.

Исследователи из США и Швейцарии взяли образцы крови у большой когорты госпитализированных с COVID-19 пациентов (495 пациентов и 72 контроля) и профилировали экспрессию генов и титры антител. После выздоровления авторы наблюдали за состоянием пациентов (медиана 363 дня). Они показали, что молекулярные процессы, приводящие к PASC, наблюдаются уже во время острой фазы, и выявили по крайней мере две независимые этиологии PASC.

В новом исследовании тяжесть протекания COVID-19, пребывание в отделении интенсивной терапии, возраст и пол не были значимо ассоциированы с симптомами PASC. Также не было выявлено связи с антителами IgG или IgA к S-белку.

Авторы секвенировали РНК 361 образца крови 165 человек, которые заполнили опросник о симптомах PASC. Они оценили фракции разных типов клеток. С этим параметром были ассоциированы только некоторые симптомы, такие как боль в мышцах.

Далее авторы изучили сигнатуры генной экспрессии, специфичные для отдельных типов клеток. Так, в плазматических клетках было около 100 дифференциально экспрессируемых гена, которые были ассоциированы с большим числом симптомов — проблемы со сном и легкими, тошнота, высыпания, изменение вкуса и обоняния, а также пневмония. CD8+ и γδ T-клетки были ассоциированы с худшим качеством жизни, CD4+ T-клетки памяти — с проблемами с зубами и памятью.

Сравнение сигнатур плазматических клеток позволило выделить по крайней мере два кластера симптомов, что говорит об их разной этиологии. Так, проблемы с легкими и пневмония формировали один кластер, а проблемы со сном, тошнота, высыпания и изменения обоняния и вкуса — другой. Симптомы из разных кластеров редко проявляются одновременно. Часть симптомов из второго кластера были ассоциированы с титрами антител к S-белку коронавируса.

Таким образом, авторы показали наличие прямой связи между острой фазой COVID-19 и PASC. Они считают, что будущие исследования позволят выявить дополнительные кластеры симптомов с одним механизмом развития, а также предсказать, какие симптомы долгого ковида разовьются у пациента и предотвратить их.

Предсказать долгий ковид можно по протеому крови