Синдром войны в Заливе связан с воздействием зарина
Американские ученые подтвердили, что причиной синдрома войны в Заливе был нервно-паралитический газ зарин. Они провели генетический анализ с участием ветеранов войны и выяснили, что риск развития синдрома связан с вариантами гена PON1.
В начале 1990-х годов шла Война в Персидском заливе — конфликт между Многонациональными силами и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. После боевых действий тысячи военных столкнулись с набором странным симптомов: усталость, лихорадка, головокружение, ухудшение памяти и внимания, бессонница, нарушения равновесия и терморегуляции, боль, сексуальная дисфункция. Эти симптомы объединили и назвали синдром войны в Заливе (Gulf War Illness, GWI). Ученые 30 лет пытались выяснить основную причину этого синдрома. Клинические исследования — ЭЭГ, МРТ, различные тесты — выявили нарушения работы нервной системы и мозга. Среди возможных причин были стресс, вакцинация, воздействие пестицидов, радиации, нервно-паралитического газа, но ни одна из гипотез до сих пор не была подтверждена.
Команда американских ученых провела генетические исследования. Они показали, что причина развития GWI — нервно-паралитический газ зарин (изопропиловый эфир фторангидрида метилфосфоновой кислоты).
Зарин — это фосфорорганическое отравляющее вещество без цвета и запаха. Его производство было запрещено в 1997 году. Газ попадает в организм через кожу или легкие и атакует нервную систему. Высокие концентрации часто приводят к смерти, а воздействие более низких доз зарина может привести к долгосрочному нарушению функций мозга.
Ученые проанализировали данные 508 ветеранов с синдромом войны в Заливе и 508 ветеранов, у которых не было симптомов. Они спросили у испытуемых, слышали ли они сигналы тревоги, оповещающие об использовании нервно-паралитического газа во время войны, и собрали у них образцы крови и ДНК.
Оказалось, что риск развития синдрома был связан не только с самим воздействием отравляющего газа, но и с активностью гена фермента параоксоназы 1 (PON1), который помогает организму некоторых людей лучше расщеплять фосфорорганические химические вещества. Исследователи протестировали собранные образцы на варианты гена PON1. Ген содержит полиморфизм в кодоне 192, который обеспечивает выработку либо изофермента глутамина (Q), либо изофермента аргинина (R). Изофермент Q эффективно расщепляет зарин, в то время как R помогает организму избавляться от других химических веществ, расщепляет зарин не так эффективно. В зависимости от сочетания аллелей у человека может быть генотип QQ, RR или QR.
У ветеранов с генотипом QQ вероятность развития GWI после воздействия зарина была в 3,75 раза выше, у участников с генотипом QR — в 4,43 раза выше. А у тех, кто нес две копии R, неэффективные для расщепления зарина, вероятность GWI увеличивалась в 8,91 раза.
Это значит, что синдром мог развиться у кого угодно, но люди с одним или двумя аллелями Q были защищены лучше. И на практике ветераны с аллелями R действительно чаще страдали от GWI.
Команда продолжает исследовать, как GWI влияет на организм, особенно на иммунную систему, является ли какой-либо из его эффектов обратимым и есть ли биомаркеры для обнаружения воздействия зарина.
Источник
Haley R. et al. Evaluation of a Gene–Environment Interaction of PON1 and Low-Level Nerve Agent Exposure with Gulf War Illness: A Prevalence Case–Control Study Drawn from the U.S. Military Health Survey’s National Population Sample // Environmental Health Perspectives, published May 11, 2022, DOI: 10.1289/EHP9009