Спутанность сознания при постковидном синдроме связана с повышенной проницаемостью ГЭБ и воспалением

Исследователи из Ирландии проанализировали данные МРТ головного мозга и состав крови пациентов с долгим ковидом, страдающих от спутанности сознания после перенесенной инфекции. Сравнение со здоровыми людьми, а также с пациентами без неврологических нарушений показало, что неврологические нарушения ассоциированы с повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера и хроническим воспалением. Транскриптомный анализ иммунных клеток выявил изменения в регуляции свертывания крови и адаптивного иммунитета.

Данные МРТ пациентов с долгим ковидом, страдающих или не страдающих спутанностью сознания (brain fog).
Nature Neuroscience (2024). DOI:  10.1038/s41593-024-01576-9 | CC BY

Головная боль, утомляемость, ухудшение когнитивных функций — этот комплекс симптомов называется «спутанностью сознания» (brain fog). Подобные неврологические нарушения при долгом ковиде (постковидном синдроме) не редкость. Наблюдение более чем за 236 тысячами пациентов выявило их у трети спустя шесть месяцев c момента постановки диагноза. Коллектив, возглавляемый учеными из Тринити-колледжа в Дублине, изучил механизм патологического ответа нервной системы при затянувшемся COVID-19.

Исследователи отталкивались от следующего. В ходе недавнего изучения посмертных образцов коронавирусную РНК обнаружили в тканях мозга человека спустя 230 дней после появления симптомов. Это обстоятельство и результаты ряда других работ указывали на дисфункцию гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), образованного клетками внутреннего слоя кровеносных сосудов мозга и прилегающими клетками глии.

Первое свидетельство этому ученые получили, когда собрали образцы крови находившихся в стационаре пациентов с острым COVID-19 и измерили в них концентрацию медиаторов воспаления. Биохимический профиль больных со спутанностью сознания отличался более высоким уровнем таких маркеров, как интерлейкин-13 (IL-13), основной фактор роста фибробластов (bFGF), а также белок S100β, который характерен для глиального компонента ГЭБ — астроцитов.

Дальнейший анализ целостности ГЭБ проводили при помощи МРТ с динамическим контрастированием. Для исследования набрали 10 выздоровевших людей и 22 с долгим ковидом, у половины из которых были неврологические нарушения. Объемы участков головного мозга с проницаемым ГЭБ, особенно в лобных и височных долях, были значительно выше у пациентов со спутанностью сознания при долгом ковиде. При этом у пациентов с потерей обоняния (аносмией), но без спутанности сознания такой картины не наблюдалось, и авторы пришли к выводу, что сама по себе проницаемость ГЭБ не становится причиной этого симптома. Кроме того, дисфункция барьера была тесно связана со структурными изменениями головного мозга, в частности, с его объемом и толщиной коры.

Изменения в составе крови испытуемых согласовывались с результатами МРТ. Так, у пациентов с неврологическими отклонениями на фоне постковидного синдрома был повышен уровень некоторых маркеров воспаления и дисфункции ГЭБ: глиального фибриллярного кислого белка (GFAP) — по сравнению с выздоровевшими участниками, трансформирующего фактора роста β (TGFβ) — по сравнению с участниками с COVID-19 без неврологических нарушений. GFAP служит надежным маркером повреждения сосудов мозга и возрастает в ответ на повторяющиеся травмы головы. Для TGFβ установлено участие в патогенезе синдрома хронической усталости.

Затем исследователи проанализировали транскриптом мононуклеарных клеток периферической крови участников. У людей со спутанностью сознания обнаружили ослабление экспрессии генов, вовлеченных в свертывание крови (PF4, PF4V1) и адаптивный иммунитет, а именно активацию В-клеток (HDAC9, CD180, MNDA) и выработку антител (IGKV1–12, IGKV1-17). В то же время возросла активность генов, необходимых для дифференцировки и активации Т-клеток. В экспериментах in vitro мононуклеары людей с долгим ковидом демонстрировали повышенную адгезию к эндотелиальным клеткам головного мозга, а воздействие на них сыворотки пациентов индуцировало экспрессию маркеров воспаления.

Таким образом, исследователи выделили устойчивое воспаление и дисфункцию ГЭБ в качестве ключевых факторов спутанности сознания при долгом ковиде. Они отмечают , что целенаправленная регуляция целостности ГЭБ может лечь в основу терапевтической стратегии для пациентов с вызванными COVID-19 неврологическими нарушениями.

Долгий ковид связан с нарушением системы комплемента