Старение сглаживает половые различия в мозге дрозофилы

Исследователи из Швеции и Германии продемонстрировали, что экспрессия генов, связанных с полом, изменяется в мозге стареющих плодовых мушек Drosophila melanogaster. Половые различия стираются, при этом мозг самцов феминизируется в большей степени, чем маскулинизируется мозг самок.

Ранее было показано, что организм в ослабленном состоянии не может тратить столько же энергии на репродукцию, сколько тратит здоровый организм. Долгое время оставалось неясным, справедливо ли это и для старения, ведь «вложение» энергии в воспроизведение в конце жизни может быть выигрышной эволюционной стратегией. Исследователи из Швеции и Германии изучили этот вопрос на плодовой мушке Drosophila melanogaster.

Авторы проанализировали транскриптом мозга молодых и старых мушек, в частности, экспрессию генов, связанных с полом (sexual brain transcriptome, SBT). По словам авторов, измерив уровень экспрессии SBT, можно объективно оценить вклад мушек в репродуктивное поведение.

Исследователи сравнили экспрессию генов у мушек возрастом 5 и 25 суток. На пятый день жизни мушки становятся полностью половозрелыми, а к 25-му дню заметно стареют, но, как правило, еще не умирают. Эксперименты проводили на двух популяциях — LHM и Dahomey, различающихся по происхождению и условиям выращивания.

Анализ показывает, что у старых мушек ниже уровень экспрессии генов, связанных с полом, чем у молодых особей. У обоих полов экспрессия генов демонстрирует десексуализацию, то есть различия между полами стираются, но более выражено это явление у самцов. Несмотря на различия в двух исследуемых популяциях, общие закономерности в виде снижения экспрессии SBT прослеживаются для обеих.

Исследование подтверждает теорию, что старение снижает вклад энергии в половое поведение аналогично ослабленному состоянию организма. В то же время остается неизвестным молекулярный механизм подавления экспрессии SBT с возрастом.

Malacrinò A., et al. Ageing desexualizes the Drosophila brain transcriptome // Proceedings of the Royal Society B (2022). Published: 10 August 2022. DOI: 10.1098/rspb.2022.1115