Связь между приемом семаглутида и учащением суицидальных мыслей не подтвердилась
С прошлого года начали появляться сообщения о том, что семаглутид может провоцировать суицидальные настроения. Семаглутид был разработан для лечения диабета второго типа, но также применяется для лечения ожирения, в том числе без назначения врача. Два независимых исследования показали, что прием препарата не связан со статистически значимым повышением риска суицидальных мыслей у пациентов как с диабетом, так и ожирением. Однако оба исследовательских коллектива отмечают, что разрешающей способности исследований может не хватать для выявления малых, но значимых повышений уровня риска.
В последние года для лечения диабета второго типа все чаще применяются агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида 1 (GLP-1), в частности семаглутид. Препараты этого класса позволяют эффективно снижать уровень глюкозы и гликированного гемоглобина в крови, а также способствуют потере веса. Однако, начиная с 2023 года, стали появляться сообщения о связи приема семаглутида с суицидальными мыслями. Опубликованное в августе 2024 года исследование показало, что высокому риску подвержены люди, принимающие препарат одновременно с антидепрессантами, а также использующие семаглутид для лечения ожирения без назначения врача. Однако уже месяц спустя в журнале JAMA Internal Medicine были опубликованы два независимых исследования, указывающие на то, что прием семаглутида не повышает риск суицидальных мыслей как при лечении диабета 2 типа, так и при лечении ожирения.
Первое исследование использовало данные из системы здравоохранения Швеции и Дании. Работа была сосредоточена на пациентах, впервые начавших принимать препараты для лечения диабета. Всего в исследование вошли данные о 124 тыс. пациентов, принимавших агонисты рецепторов GLP-1, и 174 тыс. принимавших ингибиторы SGLT2 (контрольная группа). Среднее время наблюдения, оцененное по медианам наблюдения для каждой из групп в обеих странах, составило 2,5 года.
За время исследования было зарегистрировано 77 случаев суицида в группе GLP-1 и 71 в группе SGLT2, что соответствует 0,23 и 0,18 случаям на 1000 человеко-лет соответственно. Доверительный интервал для отношения рисков составил 0,83–1,88, статистически значимой разницы между группами не наблюдалось. Значимых различий между группами не наблюдалось также при рассмотрении отдельно пациентов с и без истории психических заболеваний и самоповреждающего поведения.
Вторая работа заключалось в post hoc анализе данных четырех клинических исследований семаглутида для лечения ожирения. В исследование вошли данные о 3,6 тыс. пациентов. Для оценки психиатрических побочных эффектов использовался опросник для самодиагностики депрессии пациента (PHQ-9), который участники проходили в начале и во время исследований.
Для трех из проанализированных исследований средние баллы PHQ-9 на начало исследования составили 2,0 и 1,8 для групп семаглутида и плацебо, соответственно (максимальный балл — 27). К 68 неделе эти значения составили 2,0 и 2,4 (различия имеют статистическую значимость, однако, по мнению авторов, не несут клинического значения). Схожие результаты наблюдались и в четвертом исследовании. О суицидальных мыслях врачам сообщили шесть пациентов в группе семаглутида и два в группе плацебо. Была зарегистрирована лишь одна попытка суицида в группе плацебо. В рамках опросников в первых трех исследованиях о суицидальных мыслях сообщили 3,4% пациентов в группе семаглутида и 5,0% в группе плацебо. Для четвертого исследования эти значения составили 2,6% и 2,0%. Авторы отмечают, что что как минимум двое из пациентов с суицидальными мыслями в группе семаглутида сообщили, что они связаны со стрессовыми жизненными обстоятельствами. По мнению авторов, депрессивные и суицидальные тенденции, наблюдаемые у пациентов, принимающих семаглутид, могут быть связаны с психологическими эффектами ожирения, а также высоким уровнем стресса.
Таким образом, работы демонстрируют, что применение агонистов рецепторов GLP-1 как для лечения диабета, так и для снижения веса, не ведет к значимому повышению рисков суицидальных наклонностей. Оба коллектива, однако, отмечают, что, в связи с малым количеством зарегистрированных случаев суицидальных мыслей, исследования могут не выявить небольшие повышения риска при приеме семаглутида.
Источники
1. Ueda P, et al. GLP-1 Receptor Agonist Use and Risk of Suicide Death. // JAMA Intern Med., Published online September 03, 2024, DOI: 10.1001/jamainternmed.2024.4369
2. Wadden TA, et al. Psychiatric Safety of Semaglutide for Weight Management in People Without Known Major Psychopathology: Post Hoc Analysis of the STEP 1, 2, 3, and 5 Trials. // JAMA Intern Med., Published online September 03, 2024, DOI: 10.1001/jamainternmed.2024.4346