Семаглутид на фоне приема антидепрессантов может вызывать суицидальные мысли

Семаглутид — популярное средство от диабета и ожирения — может вызывать мысли о суициде и самоповреждении. Авторы статьи в JAMA Network считают, что в группу риска попадают люди, совмещающие его с приемом антидепрессантов. Возможно также, что подобные нежелательные эффекты чаще развиваются у людей, принимающих семаглутид без назначения врача.

Credit:
123rf.com

Одно из самых нашумевших лекарств последнего десятилетия — препарат «Оземпик» датской компании Novo Nordisk для лечения сахарного диабета 2 типа, точнее, его действующее вещество семаглутид. Препарат относится к агонистам рецепторов глюкагоноподобного пептида 1 (GLP-1). Этот класс препаратов эффективен не только для контроля уровня глюкозы и гликированного гемоглобина в крови, но и для лечения ожирения — семаглутид и родственные ему вещества снижают количество потребляемых с пищей калорий. Механизм этого влияния до конца не изучен, но предполагается, что активация рецепторов GLP-1 в гипоталамусе и заднем мозге или воздействие на блуждающий нерв формируют сигнал о насыщении. Кроме того, препараты замедляют опорожнение желудка, что также оттягивает момент возникновения мыслей о еде. Благодаря такому свойству семаглутид и его аналог лираглутид стали крайне востребованными у людей с лишним весом, что во многих странах даже привело к нехватке агонистов рецепторов GLP-1 для пациентов с диабетом 2 типа.

А 3 июля 2023 года появились сообщения о появлении суицидальных мыслей на фоне приема семаглутида или лираглутида, в частности, у пациентов, принимающих антидепрессанты. Ранее в исследовании 2017 года о суицидальных мыслях сообщили 9 из 3384 пациентов, получавших лираглутид (0,27%), по сравнению с 2 из 1941 пациентов из группы плацебо (0,10%). По данным исследования 2018 года, ни у одного из пациентов, проходивших лечение ожирения семаглутидом, мыслей о суициде не возникало. В исследовании 2022 года с участием подростков, принимавших семаглутид от ожирения, и вовсе наблюдалась обратная ситуация: о психиатрических побочных эффектах сообщили только 7% подростков, получавших семаглутид, и 15% пациентов из группы плацебо. В целом же с момента вывода обоих препаратов на рынок до августа 2023 года наблюдалось небольшое увеличение доли «суицидальных» побочных эффектов: рост составил от 0% (2017 год) до 0,8% (2023) для семаглутида и от 0,09% (2014) до 0,4% (2023) для лираглутида.

Исследованием вопроса о побочных эффектах агонистов рецепторов GLP-1 в виде суицидальных мыслей занялись Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA), Британское агентство по регулированию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA). На данный момент ЕМА и FDA сообщили, что связи между мыслями о суициде и приемом агонистов рецепторов GLP-1 не обнаружено. Однако в США существует формальное требование публиковать предупреждение о риске суицидального поведения и соответствующих мыслей для препаратов, назначаемых для постоянного контроля веса и влияющих на центральную нервную систему. Следует также учитывать, что, как правило, пациенты с суицидальными наклонностями не допускаются к клиническим испытаниям, поэтому информация о влиянии препаратов на эту категорию людей может быть недостаточно полной. Первые исследования не оценивали эту непропорциональность данных.

Сотрудники психиатрической клиники Закер-Хиллсайд (Нью-Йорк, США), Цюрихского университета, Бернского университета и Института фармацевтических наук (Швейцария), Университета Вероны и Болонского университета (Италия) оценили риски возникновения мыслей о суициде или самоповреждении на фоне приема лираглутида или семаглутида, используя базу данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по индивидуальным отчетам о безопасности (ICSR). Исследование «случай-контроль» было нацелено на оценку непропорциональности базы данных ВОЗ Vigibase, содержащей спонтанные сообщения о нежелательных реакциях на лекарственные препараты.

Для анализа были выбраны сообщения о побочных эффектах семаглутида за период с июля 2011 года по август 2023 года: 107 сообщений о суицидальных/самоповреждающих мыслях или поведении из 30527 отчетов (0,35%, средний возраст 48 лет, 55% женщин, средняя продолжительность лечения 24 дня), а также о побочных эффектах лираглутида за период с ноября 2000 года по август 2023 года: 162 сообщения из 52131 отчета (0,31%, 47 лет, 61% женщин, средняя продолжительность лечения 46 дней).

Анализ показаний к применению для выделенных случаев дал следующие результаты: возможное использование не по назначению (31,8% пациентов, принимавших семаглутид и 33,9% — лираглутид), контроль веса (26,2% семаглутид и 24,7% лираглутид), диабет (24,3% и 20,4%, соответственно) и по одному случаю — синдром поликистозных яичников (0,9% и 0,6%).

О побочных эффектах в виде мыслей о суициде и самоповреждении при приеме семаглутида в половине случаев (48,6%) сообщили сами пациенты, а при приеме лираглутида побочные эффекты чаще регистрировали врачи (63,6%). При прекращении лечения суициальные мысли исчезли в 62,5% случаев для обоих препаратов.

Многие пациенты параллельно принимали и другие лекарства. Мысли о суициде и самоповреждении отмечались при одновременном приеме препаратов против диабета (15,9% для семаглутида и 30,3% для лираглутида) или антидепрессантов (13,1% для семаглутида и 18,5% для лираглутида).

Анализ чувствительности выявил повышенную связь суицидальных мыслей с приемом семаглутида на фоне терапии антидепрессантами и бензодиазепинами. По-видимому, люди с тревожными и депрессивными расстройствами чаще приходили к мыслям о суициде при приеме семаглутида. Для пациентов с диабетом и/или ожирением без психиатрических заболеваний высокого риска появления суицидальных мыслей при приеме семаглутида не выявлено. Дополнительного исследования требует прием агонистов рецепторов GLP-1 не по назначению, так как в этой категории пациентов высока доля побочных эффектов, связанных с самоповреждением и суицидальными мыслями. Для лираглутида ассоциации с мыслями о суициде или самоповреждении не выявлено.

Ученые подчеркивают, что рост использования семаглутида не по назначению уже представляет собой проблему общественного здравоохранения. В частности, речь идет о незаконной торговле поддельными шприцами-ручками с семаглутидом в США и Великобритании. Учитывая вероятность развития суицидальных мыслей у людей, которым семаглутид на самом деле не нужен, исследователи предлагают информировать потребителей о таком риске.


(Upd:) Связь между приемом семаглутида и учащением суицидальных мыслей не подтвердилась

Средство для лечения сахарного диабета снизило проявления депрессии у мышей

Источник

Schoretsanitis G. et al. Disproportionality Analysis From World Health Organization Data on Semaglutide, Liraglutide, and Suicidality // JAMA Network Open. 2024 Aug 1;7(8):e2423385. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2024.23385
Добавить в избранное