Средство для лечения сахарного диабета снизило проявления депрессии у мышей

Китайские ученые проверили, обладает ли дулаглутид — препарат для лечения сахарного диабета 2 типа — свойствами антидепрессанта. Эксперименты проводили на мышах, подвергнутых умеренному хроническому стрессу (такому как мокрая подстилка, наклоненная клетка или кратковременный голод). Препарат снизил у грызунов признаки депрессии, но не тревожности. Под действием дулаглутида в гиппокампе животных изменилось содержание ряда метаболитов; в частности, были затронуты обмен липидов, аминокислот, АТФ и триптофана.

Метаболический аспект депрессии все чаще привлекает внимание исследователей. Среди прочего, это объясняется появлением в литературе данных о роли ожирения и сахарного диабета — заболеваний, нарушающих обменные процессы, — в развитии депрессии. Кроме того, был показан положительный эффект антидиабетических препаратов при заболеваниях, затрагивающих мозг. Например, дулаглутид — лекарство для лечения сахарного диабета 2 типа — компенсировал когнитивные нарушения в животных моделях болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Несмотря на выход статьи о благотворном влиянии препарата на мышей с признаками депрессии, связанной с хроническим стрессом из-за социального поражения, мало известно об этом эффекте дулаглутида. Группа, возглавляемая учеными Хэбэйского медицинского университета (Китай), использовала метаболомный подход, чтобы выявить метаболические пути депрессии и вероятные мишени дулаглутида.

Исследователи обратились к модели умеренного хронического стресса (chronic mild stress). Часть грызунов подвергали действию разных стрессоров на протяжении четырех недель, например, лишали еды или воды на 12 часов, держали на мокрой подстиле в течение 24 часов, наклоняли клетку на 24 часа и т.д. Другая часть грызунов служила в качестве контроля. На подвергнутых стрессу мышей изучали эффект дулаглутида, для чего разделили их на три группы: двум вводили препарат в низкой (0,3 мг/кг) или высокой (0,6 мг/кг) концентрациях, третьей — лишенную действующего вещества основу препарата (vehicle) внутрибрюшинно на протяжении трех недель дважды в неделю.

Экспериментаторы взвешивали грызунов еженедельно. Поведение животных оценивали в тестах «Открытое поле», «Подвешивание за хвост», а также тесте Порсолта на принудительное плавание после четырехнедельного действия стрессоров и трехнедельного курса инъекций. Затем извлекли гиппокамп и провели метаболомный анализ его тканей при помощи жидкостной хроматографии с тандемной масс-спектрометрией. Выбор учеными гиппокампа был обусловлен литературными данными о структурных изменениях этой области при депрессии.

Поведенческие тесты выявили явные признаки тревожности и депрессии у подвергнутых стрессу грызунов по сравнению с контролем. Кроме того, экспериментальные животные обладали меньшим весом. Подобные результаты, по мнению ученых, подтвердили эффективность умеренного хронического стресса при изучении депрессии у животных. Дулаглутид значительно подавлял признаки депрессии у мышей, подвергнутых стрессу, почти до уровня контрольных. Однако препарат не смог повлиять на тревожность животных.

Благодаря изучению метаболома гиппокампа мышей, исследователи установили 20 биомаркеров стресса, по которым различались контрольная и экспериментальная группа vehicle, и 46 биомаркеров, связанных с действием дулаглутида, по которым различались экспериментальные группы (vehicle и «высокодозовая»). Биомаркеры были вовлечены в разные биохимические пути, в частности, липидного, аминокислотного, энергетического и триптофанового метаболизма.

Метаболомный профиль мышей с признаками депрессии, который составили ученые, согласовывался с результатами клинических исследований пациентов с психическими заболеваниями. Например, уровни липидов фосфатидилхолина и фосфатидилэтаноламина коррелировали с тяжестью большого депрессивного расстройства у людей, а более высокие концентрации глутаминовой кислоты и аргинина были обнаружены у пациентов с разными психическими нарушениями.

Таким образом, эффективность дулаглутида в отношении признаков депрессии мышей получила очередное подтверждение в этой работе. Поиск новых средств для борьбы с депрессией важен, поскольку одобренные антидепрессанты часто обладают серьезными побочными эффектами. Однако ученые также отметили, что ввиду некоторых ограничений в дизайне эксперимента, описанный метаболический профиль мышей с признаками депрессии, как и дулаглутид в роли потенциального антидепрессанта, нуждаются в дополнительно подтверждении.

Семаглутид и другие агонисты GLP-1R снижают риск тяжелых заболеваний печени при диабете