Т-клетки привитых или ранее переболевших распознают омикрон

Ученые из ЮАР проанализировали действие T-клеточного иммунитета, приобретенного в результате болезни или вакцинации, на новый штамм омикрон. Оказалось, что Т-клеточный ответ против S-белка омикрона у таких людей сохраняется на 70–80%. 

Credit:

drmicrobe | 123rf.com

Большое количество мутаций в S-белке позволяют штамму омикрон избегать нейтрализующего действия антител. Однако остается неясным, как реагируют на омикрон другие компоненты адаптивного иммунитета, такие как T-клетки. SARS-CoV-2-специфичный T-клеточный ответ ассоциирован с более легким протеканием болезни.

Исследователи из ЮАР вместе с коллегами из США оценили T-клеточный ответ у привитых одной или двумя дозами вакцины Ad26.CoV2.S от Johnson & Johnson (20 человек в каждой группе) или двумя дозами BNT162b2 от Pfizer/BioNTech (15 человек), и еще у 15 непривитых людей, легко или бессимптомно перенесших коронавирусную инфекцию. Более 85% привитых участников испытания демонстрировали T-клеточный иммунный ответ на S-белок предкового вируса.

Доля CD4+ T-клеток, реагирующих на S-белок омикрон, была меньше, чем доля реагирующих на белок предкового штамма. В целом ответ CD4+ T-клеток на омикрон оказался сниженным на 14–30%. Схожие результаты продемонстрировали для CD8+ T-клеток, хотя у некоторых пациентов ответа этого типа не наблюдалось. В целом 70-80% CD4+ и CD8+ T-клеток, распознающих S-белок предкового штамма, сохранили способность распознавать S-белок омикрона.

При этом нейтрализующая активность антител у тех же людей против омикрона по сравнению с предковым штаммом снизилась значительно сильнее.

T-клетки, реагирующие на омикрон, были функционально активными и вырабатывали цитокины (IFN-γ, IL-2 и TNF-α) на том же уровне, что и клетки, распознающие только предковый штамм. Авторы показали, что кроссреактивные CD4+ и CD8+ T-клетки с одинаковой силой реагируют на штаммы бета, дельта и омикрон, кроме группы, получившей две дозы Ad26.COV2.S, в которой сильно снизилась активность против омикрона по сравнению с бетой.

Также авторы сравнили иммунные ответы у ранее не болевших и не привитых пациентов, госпитализированных во время четвертой волны, в начале декабря (все эти пациенты, скорее всего, заразились штаммом омикрон), и у тех, кто был заражен предковым штаммом в первую волну, бетой во вторую волну и дельтой в третью. Их T-клеточные ответы на белки S, N и M предкового варианта вируса был одного и того же порядка. Не было найдено связи между отсутствием CD4+ T-клеточного ответа у некоторых пациентов и временем, прошедшим после постановки диагноза, или тяжестью заболевания. Что интересно, Т-клетки переболевших омикроном хорошо распознавали предковый S-белок. Это говорит о том, что Т-клетки, в отличие от антител, нацелены на консервативные эпитопы.

Анализ in silico подтвердил, что шесть эпитопов S-белка омикрона хуже связываются с HLA класса I из-за мутаций, но еще семь эпитопов, содержащих мутации, связывают HLA с той же силой, что и эпитопы предкового штамма.

Таким образом, некоторые мутации в S-белке штамма омикрон способствуют уходу от действия CD8+ T-клеток, но не все мутации влияют на связь с HLA класса I. Это может согласуется с клиническими данными о более мягком протекании COVID-19, вызванного омикроном, по сравнению с дельтой.

Схожие результаты получили итальянские ученые. Они показали, что специфичные к S-белку CD4+ T-клетки памяти, выработанные после вакцинации или болезни, реактивируются под действием омикрона.

Источник

Keeton R., et al. T cell responses to SARS-CoV-2 spike cross-recognize Omicron // Nature (2022), published January 31, 2022, DOI: 10.1038/s41586-022-04460-3

Добавить в избранное