Таблетка от коронавируса: результаты на мышиной модели

Кандидатный препарат против SARS-CoV-2 — EIDD-2801 — исследовали на мышах с пересаженной легочной тканью человека. Дозы, аналогичные тем, что получают люди в клинических исследованиях, успешно ингибировали репликацию вируса в организме животных. EIDD-2801 можно принимать перорально, в виде таблеток, а не вводить внутривенно, как существующие противовирусные препараты, используемые для лечения COVID-19.

Vasiliy Koval | 123rf.com

Исследователи под руководством Ральфа Барика (университет Северной Каролины в Чапел-Хилле) протестировали пероральное противовирусное лекарство EIDD-2801 на мышах с человеческой легочной тканью. Сейчас этот препарат проходит фазу 2-3 клинических исследований. Показано, что у хорьков он ингибирует передачу коронавируса.

Активная форма препарата — β-D-N4-гидроксицитидин (NHC), который эффективен против многих РНК-вирусов (вируса гриппа, Эбола и других). Он встраивается в РНК при репликации и способствует накоплению мутаций. Пероральные препараты, которые сейчас изучаются, содержат молекулу-предшественник NHC —β-D-N4-гидроксицитидин-5’-изопропиловый спирт (EIDD-2801, молнупиравир).

Лаборатория в Чапел-Хилле известна своими исследованиями вирусов, в том числе коронавирусов человека. Именно там было начато исследование ремдесивира как средства против коронавирусов, им же принадлежит известная публикация 2008 года о синтетических SARS-подобных коронавирусах для изучения межвидовой передачи, которую регулярно вспоминают алармисты.

Препарат EIDD-2801 в Чапел-Хилле начали исследовать еще весной 2020 года (подробнее на PCR.news). Он увеличивал число мутаций в вирусных геномах. при этом нецелевых мутаций в мРНК клеток хозяина не наблюдалось. У животных улучшалась легочная функция, уменьшался титр вируса и замедлялась потеря веса.

Однако на мышах была проверена только его эффективность против коронавирусов SARS и MERS, но не против нового коронавируса, так как так как он не способен взаимодействовать с мышиными рецепторами. В новой работе авторы использовали «мышей с человеческими легкими» (human lung-only mice, LoM). Это иммунодефицитные мыши, которым имплантируют подкожно на спину кусочек ткани легких человека, содержащий все клетки, типичные для этой ткани. В имплантированную ткань можно ввести вирус, а затем удалить ее и исследовать молекулярные изменения.

В мышах LoM успешно реплицировались респираторные коронавирусы, в том числе «новые» и опасные коронавирусы человека: SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2, а также родственные препандемические коронавирусы летучих мышей. Последнее наблюдение означает, что коронавирусы летучих мышей в принципе способны напрямую инфицировать человека.

Детальный молекулярный анализ инфекции SARS-CoV-2 in vivo ткани легких мышей LoM показал, что инфицируются в основном эпителиальные клетки легких, включая пневмоциты типа II, присутствующие в альвеолах и ресничных клетках дыхательных путей. Острая инфекция SARS-CoV-2 была высокоцитопатической и вызвала устойчивый ответ интерферона I типа, воспалительный цитокиновый/хемокиновый ответ. Картина была сходной с той, что наблюдается у тяжелых пациентов.

Наконец, авторы оценили терапевтические и профилактические свойства EIDD-2801 in vivo. Они убедились, что дозы, аналогичные тем, которые получают люди в клинических испытаниях (1600 мг в день), жестко ингибируют репликацию SARS-CoV-2 в организме мышей. Таким образом, этот препарат перспективен для профилактики и лечения COVID- 19. Чем раньше его назначают, тем выше его эффективность.

Несмотря на появление вакцин, препараты для терапии коронавирусной инфекции будут необходимы еще долго, отмечают авторы. Между тем эффективных препаратов, нацеленных на SARS-CoV-2, до сих пор не существует, результаты клинических испытаний ремдесивира противоречивы. Кроме того, все известные препараты вводятся внутривенно, а не перорально, что ограничивает их применение.

Wahl, A., et al. // SARS-CoV-2 infection is effectively treated and prevented by EIDD-2801. // Nature, 2021; DOI:  10.1038/s41586-021-03312-w