Терапевтический вирусный препарат против трижды негативного рака молочной железы прошел фазу 2 КИ

Ученые из США предоставили данные фазы 2 клинического испытания онколитического вирусного препарата талимогена лагерпарепвека при трижды негативном раке молочной железы. В испытаниях участвовали 37 человек. Препарат усиливает иммунный ответ на ранних стадиях развития заболевания. Пока нельзя сделать выводов об эффективности терапии, хотя предварительные результаты, по словам авторов, обнадеживают.

Трижды негативный рак молочной железы (ТНРМЖ) — это тип опухолей, у которых отсутствуют рецепторы эстрогена, прогестерона и рецептор эпидермального фактора роста 2 типа. ТНРМЖ агрессивнее других типов рака, имеет ограниченные варианты терапии и худший прогноз при лечении. Поэтому так важно повысить эффективность существующей терапии. Предположительно, это можно сделать с помощью талимогена лагерпарепвека (Talimogene laherparepvec, T-VEC), живого аттенуированного вируса простого герпеса человека, который был генетически модифицирован для экспрессии в опухолях гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора (GM-CSF). T-VEC вызывает лизис опухолей с последующим высвобождением опухолевых антигенов, которые вместе с вирусным GM-CSF могут индуцировать противоопухолевый иммунный ответ.

Ученые из США провели открытое клиническое исследование фазы 2 для анализа активности T-VEC в сочетании с неоадъювантной химиотерапией у пациенток с неметастатическим ТНРМЖ. Женщинам (n = 37, возраст от 27 до 66 лет) внутрь опухолей вводили T-VEC с помощью инъекции в количестве 106 БОЕ в первую неделю и 108 БОЕ на 4, 6, 8 и 10 недели в сочетании с неоадъювантной химиотерапией.

В ходе иммунофлуоресцентного анализа образцов опухоли авторы выявили статистически значимое увеличение плотности CD3+CD8+ эффекторных Т-клеток и CD3+CD45RO+ Т-клеток памяти на шестую неделю терапии. У 76% пациенток наблюдалось абсолютное увеличение количества CD8+ T-лимфоцитов, инфильтрирующих в опухоль, на шестую неделю или после лечения по сравнению с исходным значением. Пропорции CD8+ эффекторов и CD8+ клеток памяти, полученные из данных деконволюции секвенирования РНК, увеличились на шестую неделю по сравнению с исходным содержанием.

Также исследователи обнаружили повышение экспрессии множества иммунных сигнальных путей и снижение экспрессии генов, связанных с пролиферацией. На девятую неделю авторы наблюдали небольшое, но статистически значимое снижение циркулирующих регуляторных Т-клеток и CD8+CXCR5+ Т-клеток, участвующих в хоминге к лимфоидным фолликулам во время вирусных инфекций.

С плохим ответом была ассоциирована оверэкспрессия генов CNTN6, MUC19, AQP3, ST18 и RFX4, а также низкий уровень экспрессии генов GJB6, FLG, SBSN, KRTDAP и KRT6A.

Из побочных эффектов пациентки в основном испытывали лихорадку, озноб, головные боли и боли в месте инъекции. У 16 участниц был зафиксирован полный ответ (45,9%), еще у восьми была минимальная остаточная опухоль (всего 65%). В течение 30 месяцев рак вернулся у четырех пациенток, что в одном случае привело к смерти, однако сюда не входили пациентки с полным ответом и минимальной остаточной опухолью. Пятеро из 37 пациенток не завершили химиотерапию.

Таким образом, T-VEC в сочетании с системной химиотерапией может усиливать иммунный ответ на ранних стадиях ТНРМЖ с высоким риском. Пока нельзя сделать выводов об эффективности терапии, хотя предварительные результаты обнадеживают, по словам авторов. Требуется дополнительное исследование T-VEC в сочетании с современной химиоиммунотерапией ТНРМЖ.

Воспалительный ответ защищает опухоль от онколитических вирусов