Термостабильная вакцина от туберкулеза безопасна и иммуногенна

Американские ученые опубликовали результаты фазы 1 клинических испытаний термостабильной вакцины от туберкулеза ID93 + GLA-SE, где ID93 — это химерный белок, объединяющий несколько белков Mycobacterium tuberculosis, а GLA-SE — адъювант. Вакцина может храниться три месяца при температуре 37°C. Ее сравнивали с нетермостабильной формой той же вакцины. Оказалось, что лиофилизированная форма так же безопасна и даже более иммуногенна. Авторы надеются, что новая форма сделает вакцину более доступной.

В 2020 году туберкулезом заразились 10 млн человек, а еще 1,5 млн умерли. Две трети новых случаев приходятся на восемь стран: Индию, Китай, Индонезию, Филиппины, Пакистан, Нигерию, Бангладеш и Южную Африку. Вот уже более 100 лет широко используется только одна вакцина от туберкулеза. Она не очень эффективна для предотвращения легочной формы болезни и для защиты взрослых. Ведутся разработки новой вакцины.

В последнее время ученые сосредоточили усилия на разработке вакцины с помощью рационального подбора антигена и использования адъюванта. В новой работе представлены результаты клинических испытаний (КИ) фазы 1 термостабильной формы вакцины ID93 + GLA-SE. Другая ее форма ранее показала безопасность и иммуногенность в фазе 2а КИ. ID93 — это химерный белок, который объединяет несколько белков Mycobacterium tuberculosis. GLA-SE — это адъювант, агонист рецептора TLR4, усиливающий T-клеточный ответ. Термостабильную форму не нужно постоянно хранить в холодильнике, что повышает ее доступность. После лиофилизации вакцина сохраняет стабильность в течение трех месяцев при температуре 37°C.

В новом рандомизированном двойном слепом КИ оценивали безопасность, переносимость и иммуногенность термостабильной формы вакцины ID93 + GLA-SE; ее сравнивали с нетермостабильной формой. В КИ приняли участие 48 человек, которых разделили на две группы. Полностью завершили испытание 44 участника. Две дозы вакцины вводили внутримышечно с интервалом 56 дней.

Обе формы вакцины были безопасны и хорошо переносились. Среди побочных эффектов участники в основном испытывали боль в месте введения вакцины, усталость, головную боль и миалгию. Никто из участников не покинул испытание из-за побочных эффектов.

Кровь у участников брали на день 0, 14, 56, 70, 84 и 224 КИ. IgG-антитела плазмы смотрели с помощью ELISA. У всех участников были выявлены ID93-специфичные IgG-антитела. Они детектировались в течение шести месяцев после последней дозы. Пик достигался после второй дозы. При этом термостабильная форма вызывала более сильный ответ. Число секретирующих антитела клеток выросло в группе, получавшей термостабильную вакцину. Количество ID93-специфичных IgG B-клеток памяти повысилось в обеих группах через четыре недели после второй дозы, а потом снова снизилось.

Уровень ID93-специфичных IgA-антител слизистой оценивали на день 0, 70 и 224. Ни в одной группе этот уровень не повышался. Также не увеличивалось число секретирующих антитела клеток и IgA B-клеток памяти.

Число ID93-специфичных CD4+ T-клеток повышалось в обеих группах. Пик был достигнут на день 70. Они детектировались также на день 224. Увеличивалось число T-клеток памяти и T-хелперов. Минимальных эффект был показан на естественных киллерах.

У исследования есть некоторые ограничения. Так, неясно, как соотносится иммуногенность и защитные свойства вакцины. Также в КИ принимали участи в основном белые женщины, что может создать трудности при экстраполяции результатов на другие популяции. Авторы обращают внимание, что производство термостабильной вакцины стоит дороже, но зато снижается риск потери доз вакцины из-за неправильного хранения.

Диагностировать туберкулез можно по выдоху