Трансплантация фекальной микробиоты облегчает побочные эффекты иммунотерапии

Американские ученые провели трансплантацию фекальной микробиоты пациентам с иммуноопосредованным колитом, вызванным терапией ингибиторами иммунных контрольных точек. К концу периода наблюдения 92% пациентов достигли клинической ремиссии колита. Побочных явлений трансплантации выявлено не было.

При терапии онкозаболеваний ингибиторами иммунных контрольных точек (ИКТ) многие пациенты сталкиваются с побочными эффектами. Наиболее часто страдает желудочно-кишечный тракт. Тяжесть нежелательных явлений варьирует от легких симптомов до угрожающих жизни состояний, при которых необходима иммуносупрессия и отказ от ИКТ. Ранее сообщалось, что трансплантация фекальной микробиоты (ТФМ) может быть полезной в случае, когда возникают сложности с иммуносупрессией ИКТ. Различные компоненты микробиоты могут по-разному влиять на ответ организма на ИКТ. Известно, что Bacteroidetes и Bifidobacterium связаны с низким риском развития иммуноопосредованного колита (ИК), а Faecalibacterium, Clostridia и Escherichia — с повышенным. В новой работе исследователи из США сообщают о нескольких успешных случаях лечения ИК, рефрактерного к терапии первой и второй линии, трансплантацией фекальной микробиоты.

В исследовании участвовало 12 пациентов (девять мужчин и три женщины, медианный возраст 56 лет), прошедших ИКТ, с симптомами колита, которые не отвечали на стандартную терапию. Шесть (50%) пациентов находились на ИКТ в связи с урогенитальным раком, чаще всего четвертой стадии. Трансплантация образцов кала от здоровых доноров была проведена с помощью колоноскопии. Симптомы и побочные эффекты фиксировались ежедневно в течение первой недели и затем через 30 дней. В среднем ТФМ была проведена на 89-й день после появлений симптомов ИК.

У 83% пациентов интенсивность симптомов снизилась после ТФМ (медиана 14 дней). Почти половина (42%) достигла ремиссии, которая была подтверждена гистологически и эндоскопически. Троим пациентам провели дополнительную ТФМ, двое из них достигли полного ответа. Не было зафиксировано ни одного осложнения, связанного с ТФМ. Четырем пациентам потребовалась дополнительная иммуносупрессия после ТФМ. К концу периода наблюдения у 92% пациентов ИК был в ремиссии.

У 9 из 12 пациентов были собраны образцы кала до ТФМ и у 12 — после ТФМ (через 10–120 дней). С помощью секвенирования 16S рРНК ученые сравнили образцы от доноров с образцами пациентов с полным и неполным ответом на ТФМ. Оказалось, что донорские образцы значительно отличались от образцов пациентов с полным ответом, но значительной разницы между донорскими образцами и образцами с неполным ответом, а также между полным и неполным ответом, не было. Было показано, что у пациентов с полным ответом численность Bifidobacterium и Collinsella была ниже, чем у пациентов с неполным ответом и доноров. И наоборот, некоторые роды были в избытке только у пациентов с полным ответом. Микробиота четырех пациентов с полным ответом стала похожей на микробиоту донора, в то время как у двух из трех пациентов с неполным ответом микробиота утратила схожесть с микробиотой донора. Также у пациентов с полным ответом снизилось количество CD8+ T-клеток в толстой кишке по сравнению с пациентами с неполным ответом.

Авторы заключают, что использование кишечной микробиоты — многообещающий подход в терапии ИК, когда другие варианты не работают. Для широкого использования необходимы дальнейшие исследования на более крупных выборках пациентов.

При успешной трансплантации фекальной микробиоты приживается 71% донорских штаммов