Устойчивый к антибиотикам штамм сальмонеллы, убивающий кур, потенциально опасен и для людей

Новый штамм бактерии Salmonella enterica имеет высокую летальность для домашней птицы, устойчив к хинолону и сульфонамиду и, возможно, способен заразить человека. У штамма обнаружены семь генов устойчивости к антибиотикам, 120 генов вирулентности и одна вирулентная серовар-специфичная плазмида.

carmenrieb | 123rf.com

Исследователи из университета штата Северная Каролина секвенировали геном вирулентного штамма бактерии Salmonella enterica, обнаруженного в двух стадах домашней птицы. Оказалось, что штамм устойчив к антибиотикам и потенциально заразен для человека.

У бактерий вида Salmonella enterica subsp. enterica описано больше 2500 сероваров. Серовар Enteritidis (SE) известен своей способностью выживать на поверхности яиц и внутри них, не вызывая заметных проявлений в зараженных слоях. Именно этот серовар чаще всего заражает людей — преимущественно через пищевые продукты. У человека заболевание называется сальмонеллезом и протекает в форме острой кишечной инфекции, в редких случаях со смертельным исходом. Как правило, домашние птицы — бессимптомные носители возбудителя. Описанный в работе штамм относится как раз к серовару Enteritidis, и, что необычно, зараженные цыплята-бройлеры погибали из-за повреждений, вызванных сепсисом, на протяжении всего периода выращивания.

Исследователи культивировали ткани зараженных птиц, получили из них 59 изолятов, генотипировали их с помощью rep-PCR (repetitive element-based PCR) и провели полногеномное секвенирование 15 изолятов на платформе Illumina MiSeq. Были обнаружены 7 генов устойчивости к противомикробным препаратам, 120 генов вирулентности и 2 репликона, соответствующих вирулентной серовар-специфичной плазмиде pSEV. В плазмиде локализованы гены вирулентности pef, spv и rck. Штамм, получивший обозначение SE_TAU19, проверили на чувствительность к 27 различным препаратам, он оказался устойчивым к двум антибиотикам — хинолону и сульфонамиду. Кроме того, показана высокая вирулентность штамма по отношению к куриным эмбрионам — в течение 3,5 дней смертность составила 100%.

«Мы не можем утверждать, что нашли новый штамм сальмонеллы, однако этот штамм не только смертельно опасен для домашней птицы, устойчив к антибиотикам и заразен, но также может инфицировать людей. Хорошая новость состоит в том, что благодаря секвенированию генома штамма SE_TAU19 у нас есть данные, которые помогут точно определить происхождение будущих вспышек и остановить их», — комментирует первый автор статьи Грейсон Уолкер из Колледжа ветеринарной медицины университета Северной Каролины.

G. K. Walker, et al. Genomic Characterization of a Nalidixic Acid-Resistant Salmonella Enteritidis Strain Causing Persistent Infections in Broiler Chickens // Frontiers in Veterinary Science, vol. 8, p. 1010, 2021. DOI: 10.3389/fvets.2021.725737