В древнейшем геноме женщины из Индонезии найдены следы контактов с денисовцами

Секвенирован геном женщины, похороненной 7,2–7,3 тысяч лет назад в пещере Леанг Панинге на юге острова Сулавеси (Индонезия). В геноме найдены следы происхождения от денисовцев. Показана возможность более ранней, чем считалось, миграции азиатских популяций человека на территорию Индонезии. Потомков женщины из Леанг Панинге среди современного населения региона не нашлось.

Каменные наконечники стрел, относящиеся к культуре Тоалеан. Подобные орудия получили название Maros points (от карстовой пещеры Марос на Сулавеси)

Yinika L Perston | Пресс-релиз

Исследователи из двух институтов общества Макса Планка — Тюбингенского университета в Германии и Университета Гриффита в Австрии — проанализировали человеческие останки из Леанг Панинге (название означает «Пещера Летучих Мышей») на одном из островов Уолессии. Эта группа океанских островов, расположенных между западной Индонезией и Новой Гвинеей, — особый биогеографический регион, названный в честь английского биолога Альфреда Уоллеса, который исследовал эту переходную зону между азиатской и австралийской фауной. Оказалось, что останки принадлежали молодой женщине, жившей 7,2 – 7,3 тысяч лет назад, из племени охотников-собирателей. На данный момент это самый древний известный нам человеческий геном Уолессии.

Более 50 тысяч лет назад по островам Уоллесии проходила миграция людей из Евразии в Океанию. Из археологических данных следует, что эта территория была заселена нашими предками не позднее 47 тысяч лет назад.

Захоронение в пещере Леанг Панинге археологи отнесли к культуре тоалеан, существовавшей 8–1.5 тыс. лет назад и локализованной исключительно на юге острова Сулавеси. Эта находка — первый крупный, полный и хорошо сохранившийся скелет представителя культуры тоалеан. Одна из характерных находок Тоаленского технологического комплекса – каменные наконечник стрел, изображенные на фото.

Для секвенирования авторы взяли образцы из костей черепа. Сохранность останков была довольно низкой из-за влажного тропического климата. Исследователи использовали секвенирование методом дробовика, целевое секвенирование обогащенной ДНК. Помимо геномной, была получена последовательность митохондриальной ДНК. Генетическое исследование подтвердило, что останки принадлежат женщине.

Ученые пришли к выводу, что женщина из захоронения в Леанг Панинге — потомок первой волны переселенцев, прибывших на эту территорию около 50 тыс. лет назад. Предки этой женщины остались на острове и, таким образом, рано отделились от австрало-папуасской популяции.

Как и геномах коренных жителей Новой Гвинеи и Австралии, в исследованном геноме нашлись следы денисовской ДНК, однако доля денисовских генов была не столь значительной. При этом в геномах охотников-собирателей, которые жили к западу от Уоллеси никаких следов денисовской ДНК найдено не было. Можно предположить, что в этом регионе перекрывались территории, населенные денисовцами и людьми современного типа, здесь скрещивались денисовцы и предки коренных австралийцев и папуасов. Ареал обитания денисовцев был шире, чем представлялось изначально.

В геноме женщины из Леанг Панинге найдена значительная доля ДНК азиатской популяции. «Это было неожиданно, ведь мы знали о распространении современных людей из Восточной Азии в Уоллесию, но были уверены, что это произошло значительно позже, примерно 3,5 тысяч лет назад», — комментирует известный палеогенетик, профессор Иоганнес Краузе из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг), один из руководителей исследования.

Более того, авторы показали, что современные жители острова — не потомки женщины из Леанг Панинге. Это, по словам исследователей, может быть связано как с ограниченным числом прочтённых геномов современных жителей, так и с позднейшими миграциями населения в регион, которые могли привести к замещению местных популяций охотников-собирателей.

«Этот новый фрагмент генетического пазла… показывает, сколь мало мы знаем об популяционной истории современных людей в Юго-Восточной Азии», — комментирует работу профессор Козимо Пост из Университета Тюбингена, второй руководитель проекта.

Carlhoff, S., et al., Genome of a middle Holocene hunter-gatherer from Wallacea // Nature 596, 543–547. 2021 DOI: 10.1038/s41586-021-03823-6