Вакцина на основе мРНК защитила мышей от малярии

Ученые из США и Канады разработали мРНК-вакцину от малярии и протестировали ее на мышах. Эффективность вакцины, основанной на поверхностном белке спорозоита Plasmodium falciparum, составила 88%.

Спорозоиты малярийного плазмодия.

Credit:  Christoph Burgstedt | 123rf.com

Эффективность самой удачной из имеющихся вакцин от малярии — RTS,S/AS01 — составляет 30–40%, и этот показатель снижается с течением времени после вакцинации. Вакцина RTS,S представляет собой рекомбинантный поверхностный белок спорозоита Plasmodium falciparum — PfCSP. В последнее время в связи с пандемией COVID-19 ученые значительно продвинулись в разработке мРНК-вакцин. Авторы новой статьи в npj Vaccines создали мРНК-вакцину от малярии, взяв за основу тот же поверхностный белок PfCSP, и протестировали ее на мышах.

Plasmodium falciparum не заражает мышей, поэтому для проверки эффективности вакцины использовали трансгенного возбудителя малярии грызунов Plasmodium berghei, экспрессирущего PfCSP. мРНК PfCSP доставлялась в клетки в составе липидных наночастиц LNP1. Оптимальной схемой иммунизации мышей оказалось введение трех доз по 10 мкг мРНК с интервалом в 6 недель. При такой схеме и использовании мРНК с модифицированными нуклеотидами 88% мышей были полностью защищены от заражения.

Антительный и клеточный ответы животных на вакцину были подтверждены с помощью ИФА и ELISpot соответственно. Сыворотка иммунизированных мышей ингибировала спорозоиты плазмодия in vitro.

Среди преимуществ мРНК вакцин авторы упоминают стимулирование комплексного иммунного ответа организма, который включает как узнавание чужеродного белка главным комплексом гистосовместимости второго класса, так и узнавание собственных зараженных клеток главным комплексом гистосовместимости первого класса. Возможно, именно благодаря этому мРНК-вакцины оказываются эффективнее белковых.

Пока неясно, будет ли действие мРНК-вакцины более устойчивым, чем белковой. Однако ученые продемонстрировали принципиальную возможность создания эффективной мРНК-вакцины от малярии.

Mallory, K.L., et al. // Messenger RNA expressing PfCSP induces functional, protective immune responses against malaria in mice. // npj Vaccines, 6, 84, 2021; DOI: 10.1038/s41541-021-00345-0