Владислав Сергеевич Баранов (1940–2022)

На 82-м году жизни ушел один из основателей пренатальной диагностики в России.

Об этом сообщают администрация ФГБНУ «НИИ АГиР им. Д.О. Отта» и коллектив Отдела геномной медицины.

Доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ Владислав Баранов (6 ноября 1940 г. — 1 сентября 2022 г.) руководил лабораторией пренатальной диагностики НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта, был главным специалистом Санкт-Петербурга и Северо-западного региона РФ по медицинской генетике.

Владислав Сергеевич окончил аспирантуру в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (Ленинград), где и работал с 1963 по 1987 год. В 1987 году он организовал и возглавил лабораторию пренатальной диагностики наследственных и врожденных болезней на базе лаборатории генетики человека Института акушерства и гинекологии. Лаборатория стала постоянно действующим консультативным и учебным центром для врачей. В 1989 году в ней был создан Центр по пренатальной диагностике муковисцидоза, а в 1993 году лаборатория получила статус Федерального медико-генетического центра.

В. С. Баранов руководил разработкой и внедрением методов и алгоритмов пренатальной диагностики хромосомных и моногенных болезней. При его участии впервые в России была проведена пренатальная диагностика муковисцидоза, гемофилии А и В, миодистрофии Дюшенна, фенилкетонурии, синдрома ломкой Х-хромосомы, миотонической дистрофии и других болезней. В лаборатории В.С. Баранова проводились исследования спинальной мышечной атрофии (СМА). Среди его научных интересов были и генная терапия муковисцидоза и миодистрофии Дюшенна.

Наконец, В.С. Баранов первым в России выдвинул идею медицинского «генетического паспорта». «Годом рождения генетического паспорта можно считать 1997-й: именно тогда этот термин впервые прозвучал в моем докладе на школе по генетике в Петергофе, — рассказывал он. — С самого начала мы представляли себе генетический паспорт как индивидуальную базу ДНК-данных, которая отражала бы уникальные генетические особенности человека, его предрасположенность к тем или иным наследственным и мультифакторным заболеваниям». Развитие концепции тестирования «генов предрасположенности» положено в основу нового научно-практического направления — предиктивной (профилактической) медицины. «Сегодня любой раздел медицины может и должен включать в себя генетический компонент», — говорил доктор Владислав Баранов.