Внутриклеточный белок PRL3, экспонированный на поверхности опухоли, стал перспективной мишенью иммунотерапии
Как правило, антитела, применяемые при иммунотерапии рака, нацелены на поверхностные опухолевые антигены. Авторы статьи в Cell Reports Medicine провели клиническое исследование PRL3-зумаба — препарата антител, нацеленных на внутриклеточный онкобелок PRL3. Он высоко экспрессируется раковыми клетками более чем в 80% случаев, а под влиянием внешних факторов, таких как воспалительные сигналы, может экспонироваться на поверхности опухолевых клеток. У пациентов с неоперабельными и метастатическими солидными опухолями препарат продлил выживаемость без прогрессии, особенно у тех, кому не помогла терапия, нацеленная на PD-1 или PD-L1. Серьезных побочных эффектов отмечено не было, и авторы убеждены, что PRL3-зумаб улучшит терапию солидных опухолей.

Иммунотерапия рака с использованием антител действует специфичнее и эффективнее, чем традиционные химиотерапевтические подходы. Однако большинство антител нацелено на антигены опухолевых клеток, локализованных на их мембране, в то время как внутриклеточные онкобелки остаются вне зоны досягаемости. В журнале Cell Reports Medicine описан неконвенциональный подход к иммунотерапии с использованием гуманизированного антитела IgG1, нацеленного на внутриклеточный белок PRL3 — эта тирозиновая фосфатаза высоко экспрессируется в различных типах рака и встречается в 80,6% случаев. Препарат получил название PRL3-зумаб.
Под действием стрессовых факторов опухолевого микроокружения, в том числе воспалительных сигналов, PRL3 может экспонироваться на поверхности клеток, становясь доступной мишенью для антител. Группа ученых из США, Сингапура и Китая оценила безопасность и эффективность PRL3-зумаба у пациентов с поздними стадиями рака в рамках фазы 2 многоцентрового клинического испытания.
Исследование проводили в пяти медицинских центрах США с декабря 2020 года по март 2022 года. В него включили 51 пациента с метастатическими солидными опухолями (колоректальный, легочный, желудочный, рак молочной железы и др.). Все пациенты прошли предварительный скрининг и соответствовали критериям включения, включая возраст от 18 лет, наличие метастатической или неоперабельной опухоли и отсутствие активной инфекции гепатита B или C. Каждый из них получил как минимум одну дозу PRL3-зумаба (6 мг/кг). Для оценки эффективности использовались выживаемость без прогрессии (PFS) и общая выживаемость (OS). Самих пациентов разделили на две группы: первая включала тех, кто получал не менее четырех доз препарата и прошел как минимум одно КТ-обследование после начала лечения, вторая — тех, кто не соответствовал этим критериям.
PRL3-зумаб показал значительное удлиннение PFS по сравнению с задокументированными ранее сведениями по большинству типов рака. Например, для пациентов с желудочным раком средняя PFS составила 7,78 месяцев, — выше, чем при стандартной терапии. Для рака легкого медиана PFS составила 3,77 месяца, для рака шейки матки — 5,6 месяца. Кроме того, PRL3-зумаб продемонстрировал более длительную PFS по сравнению с предыдущими линиями анти-PD-1/PD-L1 терапии у 3 из 4 пациентов. Среди пациентов, получивших PRL3-зумаб после анти-PD-1/PD-L1 терапии, отмечалось значительное улучшение показателей PFS: у пациента с желудочным раком этот срок составил 13,33 месяца, что более чем в два раза превышает исторический контроль.
Из 20 пациентов, включенных в анализ эффективности, 8 продемонстрировали более длительную PFS по сравнению с ранее полученными данными о выживаемости. Общая выживаемость также показала положительные тенденции, особенно у пациентов с раком легкого и желудка. Безопасность PRL3-зумаба также оказалась достаточной: не было зарегистрировано серьезных (третьей и выше степени) побочных эффектов, связанных с препаратом. У большинства пациентов в целом не наблюдалось нежелательных реакций.
Таким образом, PRL3-зумаб способствует значительному улучшению выживаемости без прогрессирования у пациентов с различными типами метастатических солидных опухолей, особенно на поздних стадиях, где альтернативные варианты лечения ограничены. Также результаты исследования подтверждают возможность использования антител, нацеленных на внутриклеточные опухолевые маркеры, в качестве альтернативного подхода к иммунотерапии.
Антитело против CD36 нормализует активность иммунных клеток в опухолевой микросреде
Источник
Park D.J., et. al. The PRL3-zumab paradigm: A multicenter, single-dose-level phase 2 basket clinical trial design of an unconventional cancer immunotherapy. // Cell Reports Medicine 6 (2025), published online 8 May 2025. DOI: 10.1016/j.xcrm.2025.102120