Восточный моа переждал максимум последнего оледенения на небольшом участке земли

Ученые из Новой Зеландии проанализировали митохондриальную ДНК вымершей птицы Emeus crassus (восточный моа) и обнаружили, что ареал ее обитания менялся в ответ на колебания климата. Это согласуется с выдвинутой ранее гипотезой о пережидании птицей максимума последнего оледенения на небольшой территории и последующем расселении.

Череп восточного моа (Emeus crassus).

Credit:  commons.wikimedia.org

Чередование ледниковых и более теплых периодов в плейстоцене повлияло на ареалы и численности популяций животных. Согласно генетическим данным, многие виды переживали максимумы оледенения на небольших участках земли (рефугиумах), из которых затем снова распространялись.

Высказывалась гипотеза, что такая популяционная динамика была характерна и для вымершей птицы — восточного моа (Emeus crassus), обитавшего в южной части Южного острова Новой Зеландии в момент максимума последнего оледенения (Last Glacial Maximum, LGM) в позднем плейстоцене. Однако предыдущие исследования были ограничены недостаточными выборками образцов: они не охватывали достаточного временного промежутка и географической области необходимой площади.

В новой работе ученые из Университета Отаго (Новая Зеландия) провели детальный анализ митохондриального генома Emeus crassus. Для этого они секвенировали образцы костей 46 особей, живших как в позднем плейстоцене, так и в голоцене в разных частях ареала после LGM, включая предполагаемый рефугиум. Образцы были получены из музеев Новой Зеландии.

Полученные результаты согласовывались с гипотезой о том, что моа пережидали LGM на юге Южного острова, а затем расселялись именно из этой области. Так, в южных образцах мтДНК обнаружили большее разнообразие нуклеотидов и гаплотипов, чем у птиц, проживавших на севере острова. Кроме того, анализ не выявил глубоких различий в митохондриальных линиях: два близкородственных гаплотипа встречались с одинаковой частотой в образцах со всего Южного острова.

Также ученые получили свидетельства роста численности Emeus crassus. Показатели генетического разнообразия оказались выше для голоценовых образцов, чем для образцов из позднего плейстоцена. Ученые не смогли определить точное время этого события из-за недостаточного объема данных, но предположили, что оно могло соответствовать распространению птиц из их рефугиума после LGM.

Увеличение численности популяции и расширение ареала моа могло быть связано с доступностью пищевых ресурсов, которые, согласно одной из гипотез, включали фрукты, а также листья деревьев и кустарников. Соответственно, расширение площади лесов после LGM, вызванное потеплением на большей части Новой Зеландии в голоцене, могло стать движущей силой для этих процессов.

Таким образом, расселению восточных моа способствовала смена климата с более холодного в плейстоцене на более теплый в голоцене. По мнению ученых, реакция Emeus crassus на оледенение привела к снижению его генетического разнообразия по сравнению с другими видами моа, жившими в тех же районах.

Alexander J. F. Verry, Kieren J. Mitchell, Nicolas J. Rawlence. Genetic evidence for post-glacial expansion from a southern refugium in the eastern moa (Emeus crassus). // Royal Society, 2022, published online 11 May 2022. DOI: 10.1098/rsbl.2022.0013