Выделены человеческие антитела, блокирующие связывание SARS-CoV-2 с рецептором

У пациентов, выздоравливающих от COVID-19, выделили четыре антитела, нейтрализующие вирус in vitro, причем два из них блокируют связывание вирусного S-белка с клеточным рецептором ACE2. Испытания этих антител на мышах показали снижение титров SARS-CoV-2 у зараженных животных.

MattLphotography | Shutterstock.com

RBD-домен (рецептор-связывающий домен) S-белка играет важную роль в проникновении SARS-CoV-2 в клетку, поэтому поиски нейтрализующих антител против него очень важны. Ученые из Китая использовали RBD для выделения B-клеток, продуцирующих специфические антитела. Плазмиды, кодирующие легкие и тяжелые цепи этих антител, ввели в культивируемые клетки HEK293T и получили моноклональные антитела.

Четыре из 15 антител оказались способны связывать RBD SARS-CoV-2, но не RBD SARS-CoV. В свою очередь, два из этих четырех антител продемонстрировали способность блокировать связывание RBD и рецептора ACE2, причем взаимодействовали с разными эпитопами. Авторы отмечают, что такая пара антител хорошо подходит для будущих клинических применений: мутация может позволить вирусу уклониться от одного антитела, но не от обоих.

Для проверки активности антител in vivo исследователи вводили два антитела (B38 и H4), блокирующих связывание RBD и рецептора, зараженным трансгенным мышам, экспрессирующим рецептор ACE2. В результате количество РНК-копий вируса у этих мышей значительно уменьшилось по сравнению с контрольной группой.

Кроме того, авторы работы определили кристаллическую структуру комплекса антигенсвязывающего фрагмента одного из антител (B38) и RBD. Оказалось, что в их связывании важную роль играют гидрофильные взаимодействия. Также исследователи выяснили, что 18 из 21 аминокислотных остатков RBD участвуют как в связывании с B38, так и в связывании с рецептором ACE2. Это позволяет понять, почему антитело так хорошо блокирует взаимодействие домена S-белка и рецептора. Специфическая реактивность антитела объясняется тем, что из 36 аминокислотных остатков, относящихся к эпитопу для этого антитела, только 15 совпадают у SARS-CoV и SARS-CoV-2.

Ученые считают, что полученные ими данные могут быть полезны как для разработки вакцин против SARS-CoV-2, так и для разработки лекарств и ингибиторов на основе малых молекул или пептидов.

Еще об антителах к SARS-CoV-2 на PCR.news