Идентифицировано антитело, предотвращающее инфекцию SARS-CoV-2 в культуре клеток

Нидерландские исследователи создали человеческое моноклональное антитело, которое препятствует заражению культивируемых клеток вирусом SARS-CoV-2.

Design_Cells | Shutterstock.com

Исследователи из Утрехтского университета, Медицинского центра Университета Эразма и биофармкомпании Harbour BioMed (HBM) разместили препринт своей статьи на BioRxiv еще в марте. Теперь она опубликована в Nature Communications. Возможно, на основе этого антитела удастся создать препарат для лечения или профилактики COVID-19, вызванного новым коронавирусом SARS-CoV-2.

«Это исследование основано на работе, которую наши группы проделали в прошлом с антителами против SARS-CoV, появившимся в 2002/2003 годах, — говорит доцент Беренд-Ян Бош из Утрехтского университета, один из ведущих авторов статьи. — Используя коллекцию антител против SARS-CoV, мы идентифицировали антитело, которое также нейтрализует инфекцию SARS-CoV-2 в культивируемых клетках. Такое нейтрализующее антитело может изменить ход инфекции, способствовать очистке организма от вируса или защитить незараженного человека, который подвергается воздействию вируса».

S-белки SARS-CoV-2 и SARS-CoV на 77,5% идентичны по первичной аминокислотной последовательности и структурно весьма сходны. Оба они взаимодействуют с рецептором человеческой клетки АСЕ2; это взаимодействие вызывает необратимые конформационные изменения в S-белке, что обеспечивает слияние мембран вируса и клетки.

Авторы взяли коллекцию гибридом, полученных из иммунизированных трансгенных мышей H2L2 (технология создана в Harbor BioMed). Гибридомы кодировали химерные моноклональные антитела к белку S SARS-CoV; вариабельные участки тяжелых и легких цепей в них были человеческого происхождения, константные — крысиного. Методом иммуноферментного анализа в четырех образцах из 51 выявили антитела, способные связываться с субъединицей S1 белка S нового коронавируса. Одно антитело из четырех (47D11) проявляло нейтрализующую активность против псевдовирусов на основе вируса везикулярного стоматита, содержащих S-белки SARS-CoV и SARS-CoV-2.

Затем авторы «переформатировали» химерное антитело 47D11 в полностью человеческое, заменив константные области. Такое антитело тоже эффективно предотвращало инфицирование клеток VeroE6 псевдовирусами SARS-CoV и SARS-CoV-2; концентрации полумаксимального ингибирования IC50 составили 0,061 и 0,061 мкг/мл.

Что интересно, связывание антитела 47D11 с вирусным белком не препятствовало его связыванию с рецептором. По-видимому, оно нейтрализует SARS-CoV и SARS-CoV-2 посредством еще не известного механизма, — возможно, дестабилизируя структуру S-белка.

Антитело взаимодействует с доменом, который является консервативным как в SARS-CoV, так и в SARS-CoV-2, чем и объясняется его способность нейтрализовать оба вируса. Возможно, оно может стать основой и для лекарств против других коронавирусов, считает Бош.

«Это новаторское исследование, — сказал доктор Цзинсун Ван, основатель, председатель и главный исполнительный директор HBM. — Потребуется гораздо больше работы, чтобы оценить, может ли это антитело защищать людей или уменьшать тяжесть заболевания. Мы рассчитываем на продвижение этого антитела вместе с партнерами. Мы считаем, что наши технологии могут способствовать удовлетворению этой наиболее насущной потребности общественного здравоохранения, и мы наметили несколько других направлений исследований».

Институт биологических исследований в Нес-Ционе (Израиль) недавно  объявил о получении нейтрализующего антитела против SARS-CoV-2 из образцов крови пациентов.

Chunyan Wang, et al. // A human monoclonal antibody blocking SARS-CoV-2 infection. // Nature Communications, 2020, 11, 2251, DOI: 10.1038/s41467-020-16256-y