Взятые до пандемии образцы крови содержат T-клетки, специфичные к SARS-CoV-2

Исследователи из США изучили взятые до 2020 года образцы крови здоровых доноров, которые не могли контактировать с новым коронавирусом и болеть COVID-19. При этом в них обнаружены CD4+ T-клетки (хелперные Т-лимфоциты), специфичные к SARS-CoV-2 — их появление авторы связывают с микробиомом кожи и кишечника.

Возбудитель новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 оказывает очень разнообразное действие на человека. Он может поражать целый ряд органов, а тяжесть заболевания варьирует от бессимптомного течения до летального исхода. В качестве предикторов исхода коронавирусной инфекции рассматривают пол пациентов, их возраст, сопутствующие заболевания и различные генетические факторы, однако эта проблема изучена недостаточно.

Ранее было известно, что ход инфекции во многом определяется окружающей средой и связанными изменениями пула T-клеток заболевшего. Американские ученые в новой статье в Science Immunology обратились к этой проблеме, изучив мононуклеарные клетки периферической крови из образцов 12 здоровых доноров. Пробы были получены до 2020 года (до начала распространения COVID-19), что исключает контакт испытуемых с вирусом, однако в них обнаружили специфичные к SARS-CoV-2 CD4+ T-клетки.

Подобные результаты получали и ранее (как российские, так и зарубежные ученые) — их объясняли контактом испытуемых с постоянно циркулирующими в популяции коронавирусами (common circulating coronaviruses, CCCoV). Это менее опасные и давно известные представители того же семейства коронавирусов. Однако сравнение последовательностей РНК их геномов показала недостаточный уровень гомологии, так что природа таких Т-клеток должна быть другой. Это подтверждает и новое исследование, оценивающее кросс-реактивность Т-клеток в отношении SARS-CoV-2 и CCCoV как низкую.

Авторы идентифицировали специфичные к SARS-CoV-2 T-клетки напрямую с помощью ex vivo анализа на основе реакции с тетрамером пептида II класса и главного комплекса гистосовместимости (pMHC). Они охарактеризовали 117 популяций SARS-CoV-2-специфичных CD4+ Т-клеток всех 12 доноров. Была показана значительная вариабельность этих клеток, которую оценили при помощи спектральной проточной цитометрии и 27 флуорохромов. Это позволило изучить направленный транспорт T-клеток и экспрессию в них хемокиновых рецепторов.

Ученые отметили маркеры хоминга — рецепторы на поверхности T-лимфоцитов, которые позволяют судить о тех органах и тканях, где исходно происходила дифференцировка клеток. Их источниками оказались микробиом кожи и кишечника, а точнее живущие там комменсальные бактерии.

Авторы дополнительно подтвердили свои результаты, показав связывание специфичных к SARS-CoV-2 CD4+ T-клеток с пептидами бактерий-комменсалов, а также реактивность этих лимфоцитов в отношении лизатов микробиома кишечника.

Важно отметить, что схожие результаты также получены для вируса желтой лихорадки (YFV), с которым жители США (к которым относятся испытуемые) не имели контактов. Кроме этого, в местной популяции не распространены какие-либо вирусы, родственные YFV.

Bartolo, L., et al. SARS-CoV-2-specific T cells in unexposed adults display broad trafficking potential and cross-react with commensal antigens // Science Immunology (2022). Published online 14 July 2022, DOI: 10.1126/sciimmunol.abn3127