Заражение устойчивыми к антибиотикам бактериями в поездке более вероятно, чем считалось ранее

Международная группа ученых организовала эксперимент по детальному изучению инфицирования грамотрицательными бактериями, устойчивыми к антибиотикам бета-лактамной группы, путешественников в страны со средним и низким уровнем дохода. Двадцать европейцев посетили Лаос и во время поездки сдавали анализы стула ежедневно в течение 22 дней. У всех добровольцев обнаружили резистентные бактерии, но обычно заражение было временным.

Rafa Yanes | 123rf.com

Путешественники, особенно в страны со средним и низким уровнем дохода, подвергаются риску инфицирования грамотрицательными кишечными бактериями, устойчивыми к антибиотикам. Число зараженных варьирует от 30 до 70%. При этом образцы обычно получают только в начале и в конце поездки, что затрудняет исследование.

Международная группа ученых организовала эксперимент, в котором 20 европейцев, приехавших в Лаос, ежедневно в течение 22 дней сдавали анализ стула и заполняли опросник. Образцы проверяли на наличие грамотрицательных бактерий, устойчивых к антибиотикам бета-лактамной группы, а затем проводили полногеномное секвенирование полученных изолятов резистентных бактерий.

Во время исследования у четырех человек (20%) была диарея путешественников, и один принимал антибиотики.

Уже при первом заборе образцов у семи (35%) человек были обнаружены устойчивые бактерии, трое из них прибыли в Лаос из других азиатских стран. К десятому дню эти бактерии обнаружили хотя бы в одном образце у каждого добровольца.

Всего было собрано 236 образцов стула, 174 (74%) содержали резистентные бактерии, получили 306 изолятов. Из них для 292 (95%) удалось провести полногеномное секвенирование. Из 292 изолятов 219 (75%) принадлежали к виду Escherichia coli, 28 (10%) — к Citrobacter spp., 16 (5%) — к Klebsiella spp., 12 (4%) — к Acinetobacter spp. и 11 (4%) — к Enterobacter cloacae. Колонизация резистентными бактериями обычно носила временный характер.

Геномы всех 292 изолятов содержали гены, которые давали им устойчивость к антибиотикам, такие, как гены blaCTX-M, найденные в 226 (77%) изолятах. Некоторые изоляты содержали несколько генов CTX-M типа. Один из добровольцев принимал антибиотик азитромицин от диареи, после чего в его стуле обнаружили пять различных штаммов E. coli, каждый с разным bla геном.

Исследование показало, что добровольцы встречались с большим числом резистентных бактерий. Тем временем некоторые штаммы заражали несколько человек. Возможно, это объяснялось тем, что все добровольцы тесно общались и часто ели вместе.

Это первое исследование колонизации грамотрицательными бактериями, устойчивыми к антибиотикам бета-лактамной группы, проводившееся в реальном времени при посещении стран со средним и низким уровнем дохода. Забор образцов только после возвращения показал бы колонизацию только у 70%, тогда как ежедневное тестирование подтвердило стопроцентное заражение.

Kantele A., et al. // Dynamics of intestinal multidrug-resistant bacteria colonisation contracted by visitors to a high-endemic setting: a prospective, daily, real-time sampling study // Lancet Microbe, published February 23, 2021, DOI: 10.1016/S2666-5247(20)30224-X