Здоровый сон снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

Ученые определили генетическую предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и качество сна у 385 292 человек и наблюдали их в течение 8,5 лет. Выяснилось, что хороший сон способен предотвратить развитие инсульта и ишемической болезни сердца даже на фоне высоких генетических рисков.

Charlene Bayerle | Shutterstock.com

Сердечно-сосудистые заболевания являются одной из главных причин смерти людей во всем мире. Исследование, недавно опубликованное в European Heart Journal, говорит о том, что даже если у человека есть генетическая предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, здоровый сон способен существенно уменьшить риск.

В работе были использованы геномные данные 385 292 изначально здоровых людей из базы UK Biobank (проект, в котором в 2006–2010 годах участвовало более 500 000 человек в возрасте от 37 до 73 лет). Ученые проанализировали 74 однонуклеотидных полиморфизма (single nucleotide polymorphism, SNP), связанных с ишемической болезнью сердца (ИБС), а также 10 SNPs, ассоциированных с инсультом. В соответствии с их генетической предрасположенностью участники были разделены на три группы: с высоким, средним, и низким риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Из той же базы была получена информация об особенностях сна каждого участника исследования: хронотип, привычная продолжительность сна, наличие храпа, расстройств сна и сонливость в течение дня. На основе этих данных ученые вывели показатель здорового сна, который варьировал в диапазоне 0–5. «Жаворонки», которые спали по 7–8 часов в сутки, не испытывали дневной сонливости, не страдали от бессонницы и не храпели, получали наивысшую оценку. Несовпадение с любой из этих характеристик уменьшало набранное количество баллов в соответствии с весом данного фактора.

За 8,5 лет наблюдения в группе было зарегистрировано 7 280 случаев сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе 4 667 ИБС и 2650 инсультов. При этом чем выше был показатель здорового сна, тем меньше был риск развития данных патологий. У участников с оценкой 5 риск возникновения заболеваний был ниже примерно на треть по сравнению с теми, кто набрал 0–1 баллов.

Участники с плохими показателями сна и высоким генетическим риском показали самую высокую вероятность развития ИБС и инсульта. Однако у людей с хорошим режимом сна на фоне больших генетических рисков такая вероятность была существенно ниже. Более того, плохой сон увеличивал риск и для людей без наследственной предрасположенности. Авторы отмечают, что здоровый сон позволил бы сократить число случаев сердечно-сосудистых заболеваний примерно на 10%.

Ученые также проанализировали независимую выборку людей из китайской базы данных China Kadoorie Biobank. Результаты оказались схожими.

Это первая работа, в которой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний был оценен с учетом генетических факторов и образа жизни. «Поддержание здорового сна (то есть лечение его нарушений) может играть важную роль для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и других связанных патологий, независимо от генетической предрасположенности человека», — заключают авторы.

Mengyu Fan et al.//Sleep patterns, genetic susceptibility, and incident cardiovascular disease: a prospective study of 385 292 UK biobank participants// European Heart Journal (2019) 0, 1–9; DOI: 10.1093/eurheartj/ehz849