В чем неправ Уотсон?

Лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон снова заговорил о связи уровня интеллекта с расовой принадлежностью. Он уже делал подобные заявления в 2007 году, в интервью британской газете Sunday Times. Тогда он говорил, что «удручен перспективами Африки», что «вся наша социальная политика основана на том факте, что их интеллект такой же, как наш, — а данные всех тестов показывают, что это не так» и «люди, которым приходится иметь дело с чернокожими работниками, знают, что это не так». Это вызвало резкую негативную реакцию широкой публики и научного сообщества, знаменитая лаборатория Колд Спринг Харбор в штате Нью-Йорк решительно отмежевалась от слов своего лидера. Уотсону пришлось покинуть пост директора. Он принес извинения за свои высказывания, но теперь все повторилось. А что не так, негодуют социальные сети, разве в предположении, что наследственность влияет на интеллект, есть что-то антинаучное? Или мы в угоду толерантности будем запрещать научные исследования и подвергать остракизму великих ученых?

Фотография:
Cold Spring Harbor Laboratory

Как известно, девяностолетний Джеймс Уотсон лишен звания почетного канцлера, почетного профессора и почетного попечителя лаборатории в Колд Спринг Харбор после своих высказываний в документальном фильме. Они были сочтены «необоснованными и безответственными». Вообще-то пора перестать провоцировать немолодого и задиристого ученого на суждения, лежащие вне основной области его профессиональных интересов. Но необоснованными и безответственными высказывания о том, что между белыми и черными есть разница в уровне интеллекта и определяется она генетически, таки являются. Ровно потому, что это не доказано.

Обычно Уотсон в своих высказываниях ссылался либо на личный опыт, либо на работы Ричарда Линна. Проблема в том, что работы Линна, в которых оценивался IQ жителей разных стран, уже давно подвергались обоснованной критике. Если коротко, то Линн исключил из своего анализа по развивающимся странам ряд данных с более высокими результатами и включил часть весьма сомнительных. Например, в его выборку вошли результаты глухих детей, а также групп с проблемами здоровья. При корректировке исходных данных Линна средний IQ в африканских странах соответствует уровню Голландии или Дании 50-х годов прошлого века. Как известно, повышение уровня IQ происходило повсеместно, а в развивающихся странах и у дискриминируемых групп населения продолжается до сих пор.

Показано ли влияние генетических вариаций на уровень IQ? Показано. Для преимущественно белой популяции, в странах с европейской культурой и относительно высоким уровнем социального равенства.

Собственно, последние два условия в исследованиях IQ обойти практически невозможно. Культурно-свободных тестов, которые измеряли бы «ум вообще», нет. В том числе потому, что мы не знаем, что такое «ум вообще» — предлагались, с переменным успехом, и скорость мыслительных процессов, и объем оперативной памяти. В упомянутой выше работе на IQ влияли, например, локусы, связанные с аутоиммунными и воспалительными заболеваниями, посредством каких механизмов — не вполне понятно. Как минимум 9 обнаруженных локусов — те же самые, по которым шел генетический обмен с неандертальцем. Всего в геноме человека 20–25 тысяч активных генов, а в обеих выборках их десятки, так что совпадение впечатляет.  Это означает, что в геноме африканцев части генетических вариантов, снижающих IQ в современных условиях, может просто не быть, поскольку в их геномах нет неандертальской примеси (зато могут оказаться другие).

Возможны косвенные оценки — например, по результатам стандартных школьных тестов детей из африканских семей, переселившихся в Великобританию, где чёрные не образуют своей отдельной субкультуры. Они ненамного хуже результатов коренных жителей, а для некоторых групп, прежде всего тех, кто владел на родине английским языком, даже лучше.

По общему мнению, интеллект — признак, на который влияет много генов. Поэтому даже если родители этих учащихся сильно превосходят по IQ средний уровень для своей популяции, у детей должна происходить регрессия к этому уровню. Но ее не наблюдается. Естественно, такие оценки тоже являются косвенными и не учитывают, например, большей важности для этих групп образования как социального лифта. Тем не менее, утверждение о генетической дефектности как основной причине отставания стран Африки и черного населения других стран к настоящему моменту является необоснованным. А если учесть, что оно помогает закрывать глаза на социальные проблемы — еще и безответственным.

Фотография: Cold Spring Harbor Laboratory

Добавить в избранное
Подписаться