Андрей Комиссаров: «Самое главное для ученого — это честность перед собой и перед другими исследователями»

Текст создан в рамках проекта «Завлабы»: редакция PCR.news задает вопросы руководителям лабораторий, отделов и научных групп. Что бы вы сделали, если бы были всемогущи? Как должен выглядеть идеальный мир через 50 лет? Что вам не дает покоя? Какому главному правилу вы можете научить начинающих исследователей? И так далее.

Сейчас самое горячее время для вирусологов, такое может быть раз в профессиональной жизни. С самого начала пандемии внимание к работе в сфере геномики вирусов возросло многократно. Мы постоянно чувствовали, что наши исследования востребованы. Мы гордимся тем, что первыми в России секвенировали геном SARS-CoV-2, и нашими результатами по изучению его генетических линий, которые циркулируют у нас в стране.

Сегодня сложно абстрагироваться от пандемии и говорить о чисто научных событиях. Из последних публикаций очень заинтересовала работа Массачусетского технологического института, в которой получены данные, свидетельствующие о возможности интеграции фрагментов SARS-CoV-2 в геном человека. По поводу этой работы уже много копий сломано. Я пока не готов встать ни на одну из сторон, но такие работы определенно привлекают внимание. Это расширяет горизонты наших представлений о вирусных инфекциях. Наблюдения интеграции в норме не интегрирующихся в геном вирусов периодически появляются, и это очень интересно с фундаментальной точки зрения.

В нашей науке много организационных сложностей. Большая часть научных учреждений — это государственные бюджетные организации. Законы, которые сейчас регулируют правила закупок, очень сильно тормозят развитие науки. Я бы предложил два простых и с экономической точки зрения оправданных решения. Первое — пересмотреть таможенные сборы на закупку импортных реагентов и оборудования для научных целей. Нужно существенное снижение, а для приоритетных позиций и обнуление таможенных пошлин, налогов и сборов. Второе — внесение изменений в 44-ФЗ для расширения возможностей научных учреждений по прямым закупкам, упрощение закупочных процедур. Это дало бы колоссальный толчок уже существующим научным группам.

Очень важно иметь возможность быстро идентифицировать новый патоген, быстро расшифровать его генетическую структуру, создать на него тест-систему. Мы работаем в сфере генетического надзора за возбудителями инфекций, поэтому перед нами, помимо таких глобальных целей, как изучение эволюции вирусов, стоят вполне конкретные общественно значимые задачи. Например, работа по установлению природы инфекций, вызванных неизвестными патогенами. Эта сфера сейчас активно развивается, и значимость ее подчеркивается пандемией. В конце 2019 года человечество столкнулось с проблемой идентификации возбудителя пневмонии неясной этиологии, и с помощью современных технологий эту проблему удалось довольно успешно и быстро решить. Но каждый год огромное число людей заболевает респираторными вирусными инфекциями, и для довольно большого процента заболеваний возбудитель остается неизвестным. При этом каждый такой случай потенциально может быть началом эпидемии. Нужно работать над тем, чтобы на карте нашей большой страны оставалось меньше белых пятен с точки зрения эпидемиологии.

Такого скачка генетических исследований вирусов, как за эти полтора года, не было никогда ранее. Уже секвенировано 1,8 млн. геномов SARS-CoV-2, это в шесть раз превышает количество данных по всем вирусам гриппа за всю историю человечества и составляет половину всех генетических данных обо всех вирусах, которые когда-либо были изучены. С ростом количества секвенированных геномов мы переходим в плоскость больших данных. Появляется возможность применять технологии анализа данных, которые раньше нельзя было применять из-за недостаточных объемов выборки. И на каком-то этапе происходит скачкообразный переход количества в качество — переход в новое состояние интерпретации этих данных и их значимости. Освоение, внедрение и разработка новых методов вычислительной вирусологии — это дальнейшая перспектива. Важнейшее условие — открытый международный обмен данными. Без него этих целей не достичь.

Наши возможности растут очень быстро, и загадывать на 50 лет вперед очень трудно. Я бы сказал, что в сфере геномной эпидемиологии и молекулярной вирусологии идеальный мир — это возможность быстро, за время болезни человека, а лучше вообще в тот же день, выявить новый патоген, расшифровать его генетическую структуру, а затем в короткие сроки методами синтетической биологии конструировать вакцину, создавать лекарственные препараты. То есть снизить до минимума время между идентификацией патогена и созданием эффективных мер борьбы с ним.

Любого ученого, в особенности молодого, подстерегает огромное количество соблазнов. К их числу относится стремление что-то быстро опубликовать, не до конца это проверив — и это самое безобидное. На другом конце — намеренные искажения данных, сделанные для того, чтобы получить признание. И чем больше этих искушений, тем тяжелее молодому ученому им противостоять, а противостоять необходимо, потому что без этого наука как таковая просто деградирует. Наука стала массовой. Из дела увлеченных одиночек она перешла в состояние командной игры, и связанные с этим конкуренция, давление и психологические сложности возрастают и будут расти и дальше. Самое главное для ученого — это честность перед собой и перед другими исследователями. Это то, чему надо неукоснительно следовать.

Бесполезных исследований, если они сделаны хорошо, если они честные и неискаженные, не бывает. Мы знаем много примеров, когда исследования, сначала казавшиеся не мейнстримными и не особо статусными, через 10–15 лет становились основой новых отраслей знания. Если мы возьмем тот же метод ПЦР, смог бы этот метод стать тем, чем он является сейчас если бы не было микробиологов, которые в 70-е годы изучали термофильные бактерии, описывали их ДНК-полимеразы? Тогда это совершенно не было мейнстримом. Но без этих работ не было бы современной молекулярной биологии и молекулярной диагностики.

Связность науки постоянно растет. Каждая маленькая ложь из неких конъюнктурных соображений может стать тем, на чем другие люди построят свое исследование. Если они построят его на искаженных данных, вред от этого даже сложно себе представить. Был подсчитан экономический ущерб от использования компрометированных клеточных линий в научных исследованиях, и там были просто сумасшедшие цифры. А ведь за этими цифрами еще стоят судьбы людей, усилия которых оказались потрачены впустую. Поэтому честность и внимание к деталям — во главе угла, без них никак. Даже если сложно, даже если ты не успеваешь сделать раньше других или у тебя не получается, просто будь честным. Не факт, что это вознаградится лично в твоей судьбе, но в целом для науки это очень и очень важно.