Хороший, плохой, злой… Как приручить вестерн-блот?

О таком популярном методе анализа белков, как вестерн-блоттинг, без сомнения, слышали все, кто интересуется молекулярной биологией. Он имеет множество преимуществ и хорош в решении самых разных задач. В то же время этот метод весьма своенравен, длителен и трудоемок. Не одно поколение аспирантов и молодых сотрудников с ужасом обнаруживало на своих блотах вместо долгожданных красивых полосок нечто напоминающее ухмылку злодея. Поэтому, чтобы упростить жизнь исследователям, специалисты из компании GenScript разработали линейку реагентов, расходных материалов и оборудования для комфортного проведения вестерн-блоттинга.

Что вы узнаете:

Что это за метод, какие этапы он включает и при чем тут вестерны?

Вестерн-блоттинг: хороший или плохой?

Для каких задач хорош вестерн-блоттинг?

Что делать, если ваш вестерн-блот получился «злым»?

Продукция GenScript: чтобы вестерн всегда был хорошим

Что это за метод, какие этапы он включает и при чем тут вестерны?

Вестерн-блоттинг — золотой стандарт для обнаружения и характеристики белков. В основном его используют для идентификации конкретного белка в сложной смеси, ведь метод позволяет определить его молекулярную массу. Также он известен как белковый иммуноблот, так как для специфического обнаружения искомого белка используются антитела.

Метод был предложен в 1979 году группой ученых из Швейцарии (Г. Таубин, Т. Стехлин, Дж. Гордон). «Западное» название ему было дано несколько позднее, в 1981 году, У. Нейлом Барнеттом по аналогии с саузерн-блоттингом — методом для изучения ДНК, который был назван в честь разработавшего его британского ученого Эдвина Саузерна. Существуют еще и нозерн-блоттинг для определения РНК, и истерн-блоттинг для характеристики пострансляционных модификаций белков — ни одна сторона света не осталась без внимания молекулярных биологов.

Методика проведения вестерн-блоттинга состоит из нескольких этапов: разделение белков по размеру, перенос на твердую подложку и идентификация целевого белка [1].

1)      Белки в составе изучаемого образца разделяют с помощью электрофореза в полиакриламидном геле. На этом этапе под воздействием электрического поля белки мигрируют в геле и разделяются по размеру и заряду. Если на этом этапе провести окраску геля, они будут визуализироваться в виде набора полос.

2)      Далее белки переносятся на твердую подложку, обычно на мембрану из нитроцеллюлозы или поливинилидендифторида (ПВДФ), также под воздействием электрического поля. Данный процесс как раз и называется блоттингом. Во время этой процедуры гель и мембрану помещают в устройство для переноса между двумя листами фильтровальной бумаги. При этом белки на мембране сохраняют свои относительные положения, полосы расположены так же, как в геле. Часто после переноса проводят окрашивание общего белка красителями, например кумасси R-250, Понсо S или другими, для контроля успешности переноса.

3)      Чтобы предотвратить неспецифическое связывание первичных и вторичных антител с мембраной, проводят блокирование мембраны. В большинстве случаев для этого используют обезжиренное сухое молоко или раствор бычьего сывороточного альбумина. Кроме того, существует множество коммерческих блокирующих буферов.

4)      Наконец, мембрану инкубируют с первичным антителом, специфичным в отношении искомого белка. А потом добавляют меченые вторичные антитела, специфичные к первичным антителам, что позволяет косвенно визуализировать изучаемый белок. Как правило, вторичные антитела ковалентно соединены с ферментами (пероксидаза хрена, щелочная фосфатаза), которые образуют окрашенный осадок при взаимодействии с хромогенным субстратом. В результате на мембране можно увидеть видимую цветную полосу в том месте, где первичное антитело связано с белком, и определить его молекулярную массу.

Продукция компании Genscript позволяет сократить этапы вестерн блоттинга до 4 шагов.

Вестерн-блоттинг: хороший или плохой?

Среди достоинств метода можно выделить в первую очередь высокую чувствительность и специфичность. Он позволяет обнаружить даже небольшие количества белка и подходит для идентификации незначительных изменений в уровнях экспрессии, а сочетание гель-электрофореза и специфичных взаимодействий антиген-антитело помогает селективно выявлять искомые белки даже в сложных смесях. Он дает возможность получать полуколичественные и количественные данные об уровнях экспрессии белков путем сравнения интенсивности сигнала с контролями и стандартами. Кроме того, метод достаточно универсален и может быть использован для самых разных целей. Наконец, несомненным плюсом метода является то, что вестерн-блоты можно хранить и повторно исследовать.

К ограничениям метода относится в первую очередь трудоемкость его постановки. Весь процесс отнимает очень много времени (до нескольких дней), требует точного и тщательного выполнения каждого шага, причем незначительные ошибки или изменения в протоколах могут существенно испортить результат. Еще один важный недостаток — высокая стоимость метода, так как он требует использования дорогих антител и специализированного оборудования. Далее, вестерн-блоты могут давать ложноположительные или ложноотрицательные результаты из-за неспецифического связывания антител или неполного переноса белков, соответственно. Наконец, интерпретация результатов зависит от опыта и субъективного суждения сотрудника.

Для каких задач хорош вестерн-блоттинг?

Так как метод является универсальным, его приложения варьируют от фундаментальных исследований до диагностики различных заболеваний. Вот некоторые из основных его применений:

• Идентификация белка. Возможна благодаря электрофоретическому разделению и применению специфичных антител.

• Оценка размера белковой молекулы. Можно сравнить характер миграции и положение белковых полос на мембране с известными маркерами молекулярных масс.

• Оценка количества белка в образце. Выполняется путем сравнения интенсивности или плотности белковых полос.

• Обнаружение различных изоформ белка [1]. Например, для этого сравнивают полосы белка из образца больного с полосами из образца здорового человека.

• Изучение РНК-белковых, ДНК-белковых и белок-белковых взаимодействий или посттрансляционных изменений (метилирования, гликозилирования, фосфорилирования, сумоилирования, убиквитинилирования) [1, 2, 3, 4].

• Диагностика онкологических, аутоиммунных и неврологических заболеваний [1, 5]. Детектируют такие маркеры, как гиперэкспрессия белка PFN1 при раке гортани, белок GSTO1 при раке пищевода и переносчик лекарств ABCG2 при болезни Альцгеймера.

• Диагностика инфекционных заболеваний [1, 6, 7, 8]. Метод используется для серодиагностики туберкулезного менингита и нейроцистицеркоза, в качестве тестов на ВИЧ, гепатит В, болезнь Лайма и другие, а также на прионные заболевания, такие как вариант болезни Крейтцфельдта-Якоба (vCJD) и губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота (BSE).

Что делать, если ваш вестерн-блот получился «злым»?

Проблема

Возможная причина

Как исправить

Нет полос

Не прошел перенос

Проверить, что мембрана надлежащим образом смачивается буфером или метанолом и что между мембраной и гелем есть хороший контакт.

Взяли неподходящие вторичные антитела

Проверить соответствие вторичных и первичных антител.

Антитела испортились, или у них закончился срок годности

Проверить срок годности, приобрести свежие антитела, следовать рекомендациям по хранению и избегать циклов замораживания-оттаивания.

Произошло загрязнение азидом натрия

Убедиться, что используемые буферы не содержат азид натрия, поскольку он может подавлять сигнал пероксидазы хрена.

Слабые полосы

Низкое связывание белков с антителами

Свести количество промывок к минимуму. Уменьшить концентрацию NaCl в буфере для блоттинга и растворе антител.

Взяли недостаточное количество антител, или их аффинность к анализируемому белку слишком низкая

Увеличить концентрацию антител в 2–4 раза.

Взяли слишком мало белка

Увеличить количество белка, наносимого на гель.

Испортился конъюгат

Смешать фермент и субстрат в пробирке. Если цвет не развивается или получается слабым, сделать свежие реагенты или купить новые.

Проявились лишние полосы

Произошло неспецифическое связывание первичных антител

Уменьшить концентрацию первичных антител и количество общего белка, загружаемого в гель. Использовать моноспецифические антитела.

Произошло неспецифическое связывание вторичного антитела

Провести контроль только с вторичным антителом (исключая первичное антитело). Если появляются полосы, выбрать альтернативное вторичное антитело.

Произошло неспецифическое связывание первичных или вторичных антител

Добавить 0,1–0,5% Tween 20 к раствору антител и увеличить его концентрацию в промывочном буфере. Увеличить количество промывок. Увеличить концентрацию NaCl в буфере для блоттинга.

Анализируемый белок деградировал

Свести к минимуму циклы замораживания/оттаивания образца. Добавить ингибиторы протеазы в образец перед хранением. Сделать свежие образцы.

Возможно, вы нашли что-то интересное!

Если лишние полосы расположены выше искомого белка, это могут быть модификации, связанные с фосфорилированием или ацетилированием (масса белка увеличивается незначительно) либо с убиквитинированием или сумоилированием (масса белка увеличивается примерно на 20 КДа).

Высокий фон

Произошло неспецифическое связывание первичных антител

Подобрать оптимальную концентрацию молока и NaCl в растворе первичного антитела. Уменьшить концентрацию антител.

Молоко может содержать антиген-мишень или эндогенный биотин. Антитела распознали молочный белок.

Заменить при блокировке свободных участков на мембране молоко на 3%-ный бычий сывороточный альбумин (BSA).

Недостаточное количество промывок

Увеличить количество промывок или концентрацию Tween 20 в промывочном буфере.

Проявились неровные пятна

Произошло загрязнение реагентов твердыми частицами или бактериями

Приготовить свежие реагенты.

Во время инкубации или промывки было недостаточное количество раствора

Проверить, что мембрана полностью погружена в раствор на данных этапах.

На мембрану во время переноса попали пузырьки воздуха

Аккуратно удалить пузырьки воздуха, особенно во время переноса.

Перемешивание во время инкубации было неравномерным

Использовать качалку или шейкер.

Грязное оборудование

Помыть блок электрофореза.

Произошла агрегация пероксидазы хрена

Отфильтровать конъюгат и удалить агрегаты.

Была сделана слишком длинная выдержка

Уменьшить время выдержки.

Продукция GenScript: чтобы вестерн всегда был хорошим

Этап электрофореза в полиакриламидном геле

• Камера для электрофореза GenBox . Позволяет проводить электрофорез белков одновременно в двух мини-гелях (10*8 см или 10*10 см). К ней в комплект можно приобрести модуль GenBox Mini Blot для традиционного влажного переноса.

• Готовые полиакриламидные гели SurePAGE. Позволяют сократить время анализа, получить четкие, достоверные результаты и стандартизировать эксперименты. Одно из их важных преимуществ — широкие лунки для удобного нанесения образца. Толщина гелей 1 мм, размер 10*12 см, количество дорожек — 10, 12 и 15, объем образца — до 80, 60 и 40 мкл в зависимости от количества дорожек. Доступны гели разной плотности.

• Маркеры молекулярного веса белков. Содержат наборы белков с известными молекулярными массами и зарядами, благодаря которым можно определить приблизительный размер исследуемого образца.

Например, цветной маркер Broad Multi Color Pre- Stained Protein Standard (M00624) позволяет отследить миграцию белков в процессе электрофореза, подтвердить эффективность переноса на мембрану, локализовать интересующий нас белок в подготовительном геле без дополнительной окраски и охарактеризовать его массу.

Маркер WB-MASTER Protein Standard предназначен непосредственно для вестерн-блоттинга. Он состоит из семи рекомбинантных белков с молекулярной массой от 20 кДа до 120 кДа, каждый из которых содержит сайт связывания IgG, способен взаимодействовать с первичными и вторичными антителами, полученными из широкого круга видов-хозяев. Визуализация этого маркера происходит вместе с образцами пользователей и не требует каких-либо дополнительных реагентов.

• Система для окрашивания белков eStain L1 . Объединяет три традиционных этапа работ: фиксация, окрашивание и обесцвечивание одного или одновременно двух гелей. Протокол занимает менее 10 минут. Чувствительность метода позволяет детектировать от 12,5 нг белка. По сравнению с традиционным окрашиванием система позволяет получить четкие синие полосы с минимальным фоном или даже без него. Это достигается за счет использования красителя кумасси бриллиантовый синий и запатентованной технологии окрашивания белков, разработанной Genscript.

Этап переноса белков с геля на мембрану

• Система для мокрого переноса белков eBlot L1 . Позволяет быстро перенести белки с одного или сразу с двух гелей на мембрану. Белки с малой, средней и большой молекулярной массой могут быть эффективно перенесены всего за 9–17 минут (в зависимости от протокола). Стандартные протоколы предназначены для переноса более крупных белков (до 400 кДа), в то время как длительность переноса белков меньшего размера (до 100 кДа) может быть значительно сокращена. Для заказа доступны готовые сэндвичи с буферами и PVDF-мембраной или без мембраны — для использования с нитроцеллюлозной или PVDF-мембраной по выбору. Установка таких сэндвичей проста и занимает менее 2 минут.

Блокирование, инкубация и промывка мембраны

• Автоматическая система для вестерн-блоттинга eZwest Lite . Объединяет этапы блокирования, инкубации антител и промывки мембраны в одном приборе. Данная система обеспечивает стабильные и воспроизводимые результаты после каждого запуска. Пользователю нужно только подготовить необходимые реагенты, запустить нужную программу, а eZwest Lite сделает все остальное.

Станция помогает существенно сэкономить время: классический протокол длится 4,5 часа, а также есть возможность постановки «ночного протокола», что позволит максимально ускорить эксперимент и быстрее приступить к этапу детекции результатов. Прибор прост в использовании и занимает минимум места.

При всех своих многочисленных преимуществах вестерн-блоттинг — весьма капризный метод. Он требует аккуратного и вдумчивого отношения, а без должного уважения результаты ваших экспериментов будут напоминать отпечатки копыт диких жеребцов на бескрайних равнинах Запада. Чтобы облегчить труд исследователей, оптимизировать процессы и минимизировать ошибки, компания GenScript, основываясь на многолетнем опыте и собственных разработках, предлагает реагенты и оборудование, позволяющие значительно сократить затраты времени. Для каждого этапа анализа существуют готовые решения, которые помогут приручить вестерн-блоттинг и смягчить его упрямый нрав, чтобы результаты всегда радовали вас своим хорошим качеством.

Для заказа реагентов и оборудования обращайтесь по электронному адресу  help@skygen.com, а все интересующие вопросы можно обсудить по телефону 8 800 775 04 19.

Литература