Институт Брода теряет европейский патент на CRISPR

Апелляционный совет Европейского патентного ведомства (EPO) 17 января подтвердил отзыв патента Института Брода на CRISPR в Европе.

В январе 2018 года возник спор между Институтом Рокфеллера и Институтом Брода: Лучано Марраффини из Института Рокфеллера, один из соавторов ключевой статьи о CRISPR-редактировании, не был включен в некоторые патентные заявки США и PCT, охватывающие использование CRISPR в эукариотических клетках. При этом в других патентах, касающихся редактирования прокариот, Марраффини был указан. Спор между институтами удалось уладить. Однако после этого EPO приняло решение, согласно которому получение европейского патента по техническим причинам не может основываться на приоритетной предварительной заявке института Брода, поданной в США, и таким образом Брод утрачивает приоритет. Институт Брода заявил, что обжалует это решение в Апелляционном совете EPO. Однако решение было принято не в его пользу

Эрик Роудс, исполнительный директор европейской компании ERS Genomics, основанной для обеспечения доступа к интеллектуальной собственности CRISPR-Cas9, которой владеет Эммануэль Шарпантье, сказал в своем комментарии: «Окончательное решение проблемы дает определенную степень ясности тем компаниям, которые заинтересованы в использовании и коммерциализация технологии CRISPR-Cas9. Сегодняшнее постановление значительно уменьшает площадь патентов CRISPR-Cas9 Брода в Европе и должно значительно облегчить принятие решений о лицензировании для тех, кто хочет использовать CRISPR-Cas9-технологию на территории Европы».

08.12.2023

Управление по контролю качества продуктов и лекарств США (FDA)   одобрило первый в мире препарат, основанный на технологии CRISPR, против серповидноклеточной анемии — Касгеви (Casgevy, exa-cel) от компаний Vertex Pharmaceuticals и CRISPR Therapeutics. Препарат может назначаться пациентам 12 лет и старше. Первыми разрешили использование препарата регулирующие органы Великобритании. Вероятно, в Евросоюзе он будет одобрен в 2024 году. Ожидается, что к 30 марта FDA  вынесет решение по использованию экза-цела при бета-талассемии, еще одного наследственного заболевания крови.

В пятницу FDA также одобрило другой метод лечения серповидноклеточной анемии — генную терапию от Bluebird Bio под названием Лифгения (Lyfgenia) на основе лентивирусного вектора. В 2022 году была одобрена терапия Bluebird против бета-талассемии Зинтегло (Zyntenglo, beti-cel).

Пациенты, получавшие Касгеви или Лифгению, будут находиться под наблюдением в долгосрочном исследовании для оценки безопасности и эффективности.

02.10.2023

Некодирующие РНК (нкРНК) привлекают все больше внимания в связи с их ролью в регуляции различных процессов и вовлеченностью в патогенез. Изучение их функций открывает возможности для диагностики и терапии многих заболеваний, однако классический подход к анализу, основанный на ингибировании функции, затруднен из-за сложности доставки антагонистов нкРНК и возможных неспецифических эффектов. Решение этой проблемы предложили российские ученые, отредактировав последовательности генов некодирующих РНК при помощи двух вариантов CRISPR/Cas9.

Авторы работы использовали программируемую нуклеазу дикого типа (SpCas9wt) и мутантный вариант, вносящий одноцепочечные разрывы (так называемую никазу, SpCas9D10A). С их помощью они отредактировали последовательности генов нкРНК, связанных с фиброзом, в мезенхимальных стромальных клетках (МСК) человека. В качестве мишеней ученые выбрали гены, кодирующие микроРНК, — hsa-miR-21-5p и hsa-miR-29c-3p. Они показали, что с помощью SpCas9 можно достаточно успешно (с эффективностью до 50%) отредактировать в иммортализованных МСК гены нкРНК и не затронуть делецией фрагменты между целевыми участками. Также исследователи проверили воздействие никазы SpCas9D10 на клетки-мишени — оказалось, что она позволяет эффективно редактировать целевые гены, приводя преимущественно к микроделециям или копированию фрагментов генов. Важно, что полученные с помощью никазы изменения генома снижают экспрессию целевых нкРНК.

Помимо снижения количества нокаутированных нкРНК в самих стволовых клетках и продуцируемых ими внеклеточных везикулах, проведенное редактирование изменяло физиологию МСК и свойства их секретома. Полученные данные указывают на роль hsa-miR-21-5p и hsa-miR-29c-3p в поддержании мультипотентности МСК — при нокауте этих нкРНК клетки приближались по фенотипу к миофибробластам. Кроме того, выделяемые ими внеклеточные везикулы менее эффективно препятствовали развитию фиброза, чем везикулы от клеток дикого типа. Исследователи сообщают, что полученные результаты хорошо коррелируют с ранее опубликованными данными. Они надеются, что предложенный ими подход может быть использован для нокаутирования генов нкРНК в геномах МСК или аналогичных типов клеток и позволит изучать их функции в биологических процессах.

22.09.2023

Американская биотехнологическая компания Beam Therapeutics проводит фазу 1/2 клинических испытаний высокоточного редактирования генома для терапии пациентов с острым Т-клеточным лимфобластным лейкозом и Т-клеточной лимфобластной лимфомой (T-ALL/T-LL). Терапия основана на редактировании оснований в CAR-T клетках при помощи CRISPR, и Beam Therapeutics объявила, что первый участник КИ получил терапию отредактированными CAR-T-клетками в августе этого года.

В качестве терапии рецидивирующей T-ALL/T-LL используются CAR-T-клетки, специфичные к CD7. В рамках текущего клинического испытания применяются аллогенные CAR-T, которым отредактировали основания в четырех генах: CD7, TRAC, PDCD1 и CD52. Модифицированные таким образом CAR-T не экспрессируют эти гены (терапевтический продукт получил название BEAM-201). Этот подход призван снизить вероятность фратрицида, реакции «трансплантат против хозяина» и истощения CAR-T-клеток. Кроме того, он может позволить самим CAR-T клеткам избежать действия анти-CD52 препаратов, которые используются при терапии для лимфодеплеции — удаления собственных Т-клеток пациента перед введением терапевтических CAR-T.

Само редактирование оснований считается более безопасным подходом, чем использование CRISPR-Cas9. В отличие от последнего варианта, подразумевающего внесение двуцепочечных разрывов в ДНК, редактирование оснований при помощи CRISPR действует точечно и затрагивает только одну цепь, что потенциально снижает риск повреждений генома при редактировании. Исследователи подчеркивают, что к любым вмешательствам в геном человека следует относиться с осторожностью, тщательно исследуя безопасность такого терапевтического подхода, однако считают его весьма перспективным вариантом. Редактирование оснований позволяет «с высокой эффективностью осуществлять множественное редактирование в клетках без двунитевых разрывов, которые могут приводить к частым хромосомным перестройкам и потере жизнеспособности клеток, — комментирует Джон Эванс, исполнительный директор компании Beam Therapeutics. — BEAM-201, насколько нам известно, является первым кандидатом в клинической разработке клеточной терапии с квадруплексным редактированием и представляет собой аллогенную CAR-T-клеточную терапию, способную существенно повлиять на пациентов с тяжелыми формами Т-клеточного рака, у которых возможности лечения ограничены».

22.11.2022

В четверг, 17 ноября 2022 г., компания Editas Medicine обнародовала результаты фазы 1/2 КИ CRISPR-терапии врожденного амавроза Лебера типа 10 (LCA10). Это дегенеративное заболевание сетчатки, связанное с мутацией в гене CEP290, который кодирует белок, необходимый фоторецепторным клеткам для восприятия света. Специалисты Editas разработали CRISPR-препарат, нацеленный на мутацию в интроне 26 гена CEP290. Конструкт, кодирующий систему CRISPR-Cas9, размещается на вирусном векторе и вводится в организм с помощью субретинальной инъекции. Оказавшись в глазу, система редактирования «исправляет» патогенную мутацию.

В КИ, стартовавшем осенью 2019 года, было набрано 34 взрослых и педиатрических пациентов. Курс лечения предполагает однократную инъекцию в один глаз. Editas опубликовала данные об эффективности для 14 из них, в том числе для 12 взрослых и двоих детей. Клинически значимые улучшения наблюдались лишь для троих участников. Двое из них, взрослый и ребенок, были гомозиготными по мутации. При этом остальные 12 пациентов были гетерозиготными. Других характеристик, отличающих пациентов, ответивших на терапию, от остальных, выявлено не было.

Гомозиготная мутация в CEP290 встречается очень редко, что сужает круг пациентов, потенциально подходящих для терапии. Editas приостанавливает набор пациентов в КИ и продолжает наблюдать за теми, кто уже получил терапию. Компания считает, что исследование можно рассматривать в качестве доказательства концепции терапевтического редактирования генов в организме, так как CRISPR-препарат и способ доставки не вызывали опасных побочных эффектов. Editas будет искать партнеров для коллабораций, чтобы продвигать препарат дальше.

22.09.2022

Современная антиретровирусная терапия (АРТ) подавляет репликацию ВИЧ в организме и позволяет контролировать инфекцию. Но при этом в клетках сохраняется латентный вирус, поэтому человек должен получать терапию пожизненно, строго придерживаясь схемы приема. Латентный ВИЧ интегрирует ДНК-копии своего генома в геномы клеток иммунной системы. Удалить эти копии можно с помощью CRISPR-редактирования. Такую технологию ученые из Медицинской школы Льюиса Каца в Университете Темпл (LKSOM) и Университета Питтсбурга опробовали на мышах еще три года назад.

О начале клинических испытаний объявили 24 февраля 2022 года Медицинская школа Льюиса Каца и компания Excision BioTherapeutics (доктор Камель Халели, один из ведущих разработчиков CRISPR-терапии ВИЧ, также является соучредителем и главным научным консультантом Excision, которая получила лицензию на технологию редактирования от Университета Темпл). Препарат под названием EBT-101 вводят в виде однократной внутривенной инфузии.

Сейчас Университет Темпл сообщает, что первый человек, получивший препарат, находится под наблюдением и вскоре будет оценен его ВИЧ-статус. Исследователи надеются, что если терапия сработает, пациенту больше не потребуется АРТ.