Антигистаминные препараты первого поколения повышают риск эпилептического приступа у маленьких детей
Корейские ученые оценили риск развития эпилептического приступа у детей, получавших антигистаминные препараты первого поколения. В исследовании участвовали 3178 детей 2002–2005 годов рождения. Повышение риска оказалось наиболее существенном в возрастной группе от полугода до двух лет; в более старших группах риск, ассоциированный с антигистаминными препаратами, был ниже.
Антигистаминные препараты первого поколения были разработаны в середине ХХ века; к ним относятся, например, супрастин, тавегил и др. Они преодолевают гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и подавляют эффекты гистамина в центральной нервной системе, из-за чего первоначально препараты этого типа использовали в качестве транквилизаторов и антипсихотиков. Сейчас их применение ограничено устранением симптомов простуды или зуда. Из-за способности проникать через ГЭБ эти препараты могут не только вызывать сонливость, но и влиять на электрическую активность мозга. У животных, моделирующих эпилепсию, и у взрослых людей с эпилепсией антигистаминные препараты первого поколения способствовали развитию приступов.
Исследователи из Южной Кореи проанализировали информацию о назначении антигистаминных препаратов первого поколения —хлорфенирамина малеат, меквитазин, оксатомид и др., — детям, которые получали неотложную медицинскую помощь по поводу диагностированной эпилепсии, эпилептического статуса или судорог.
Были рассмотрены данные о детях, родившихся в Корее с 2002 по 2005 гг. Для оценки риска был применен подход «случай-кроссовер»: оценивается краткосрочное воздействие фактора (например, приема препарата, который достаточно быстро выводится из организма) на вероятность острого события, такого как эпиприступ. При этом каждый пациент выступает в качестве собственного контроля в тот период, когда не принимает препараты. В данном случае исследователи сравнили риски возникновения приступа в первые 15 дней после назначения антигистаминных препаратов (в подавляющем большинстве случаев их принимают не дольше 13–18 дней, и этот период считается самым опасным), а также в 31–45-й и 61–75-й дни — эти промежутки времени служили контрольными. Предполагается, что если приступ произойдет через месяц после назначения препарата, причинно-следственной связи тут нет.
Авторы проанализировали данные почти 1,9 млн детей. Из них 11 729 перенесли приступ в возрасте старше полугода и при этом когда-либо получали антигистаминные препараты. В том числе 3178 получили их во время «опасного» или во время «контрольного» периодов: 985 детей (31%) возрастом от полугода до двух лет, 1445 (45,5%) от двух до шести лет и 748 (23,5%) старше семи. Мальчиков среди них было 55,9%. Почти у трети детей (950 человек, 29,9%) были различные перинатальные патологии, наиболее распространенными оказались врожденные пороки развития (703 человека).
Прием антигистаминных средств увеличил риск эпилептических приступов на 22% у всех детей, однако наиболее выраженным был эффект в самой младшей возрастной группе. Скорректированное отношение шансов у детей до двух лет составляло 1,49 (95%-ный доверительный интервал 1,31-1,70), что означает повышение на 49%. В двух других группах повышение не было статистически значимым. Результат не зависел от типа препарата (чистые антигистаминные или включающие их комбинированные препараты).
Очевидно, что назначение антигистаминного препарата может быть связано с болезнью. Авторы учли острые клинические состояния, способные вызвать судороги у детей, которые были зарегистрированы в те же периоды (назофарингит, фарингит, тонзиллит, синусит, гнойный отит, инфекции верхних дыхательных путей, бронхит, бронхиолит, астму). Корректировка по этим заболеваниям сделала менее значимым повышение риска, но все же оно сохранилось. Авторы рассмотрели три временных окна между приемом препарата и приступом — 15, 10 или 5 дней — и получили отношения шансов, соответственно, 1,10 (95% ДИ 1,01–1,20), 1,13 (95% ДИ 1,03–1,25) и 1,21 (95% ДИ 1,08–1,36).
Антигистаминные препараты могут способствовать судорогам, так как они усиливают активность нейронов за счет блокирования гистаминовых рецепторов. По мнению исследователей, чувствительность маленьких детей к этому классу препаратов объясняют незавершенность развития их головного мозга и метаболизма. ГЭБ малышей высокопроницаем для веществ и слабо ограничивает их проникновение в ткани мозга. Обмен и выведение лекарств у них тоже происходят иначе, так как метаболические пути только формируются. Кроме того, у маленьких детей повышает предрасположенность к приступам несовершенство миелинового покрытия, изолирующего аксоны нейронов друг от друга.
Таким образом, антигистаминные препараты первого поколения, относительно безопасные для взрослых и детей старшего возраста, следует с повышенной осторожностью назначать самым маленьким детям, отмечают авторы.
Источник
Kim J.H., et al. First-Generation Antihistamines and Seizures in Young Children // JAMA Network Open 7 (8), 2024, published 28 August 2024. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2024.29654