Антитела против сезонных коронавирусов не защищают от COVID-19

В плазме людей, переболевших сезонными коронавирусами, выявлены нейтрализующие антитела против сезонных коронавирусов. Но эти антитела не проявляют нейтрализующей активности против SARS-CoV-2. Гипотеза о том, что они могут защитить от тяжелого течения COVID-19, не подтвердилась, однако предположение о защитной функции Т-клеточного иммунитета, возникшего после инфекции сезонными коронавирусами, остается в силе.

Vit Krajicek | 123rf.com

Исследование ученых из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке, опубликованное в виде препринта на сайте medRxiv, развеяло надежды на то, что антитела против сезонных коронавирусов могут защитить от тяжелого течения COVID-19. Гипотеза кроссреактивного иммунного ответа казалась весьма правдоподобной для объяснения большой разницы в протекании коронавирусной инфекции у разных людей: от бессимптомного носительства до летального исхода. Предполагали, что у легко болеющих пациентов работают антитела, оставшиеся в их крови от предыдущих заражений сезонными коронавирусами. К сезонным коронавирусам человека (HCoV) относятся HCoV-HKU1, HCoV-OC43, HCoV51 NL63, и HCoV-229E – возбудители респираторной инфекции, которая очень редко протекает в тяжелой форме. Ранее было показано (в том числе и российскими учеными), что Т-клеточный ответ на сезонные коронавирусы обладает кроссреактивностью и способен защитить от тяжелого COVID-19. Авторы нового исследования хотели проверить, не проявляют ли кроссреактивность антитела против сезонных коронавирусов.

В работе проанализировали 37 образцов плазмы, собранной еще до начала пандемии COVID-19 у пациентов из Эдинбурга (Шотландия). У каждого был положительный ПЦР-тест на один из сезонных коронавирусов: HCoV-OC43 (20 человек), HCoV51 NL63 (10 человек), и HCoV-229E (7 человек); ПЦР-тестирование проводилось в интервале от 11 до 291 дня до сбора образцов плазмы.

Нейтрализующие антитела на сезонные коронавирусы присутствовали во всех образцах плазмы, при этом титры антител варьировали в зависимости от типа вируса. В то время как плазма от пациентов, инфицированных OC43, проявляла сильную нейтрализующую активность против этого вируса, плазма пациентов, инфицированных 229E, слабее нейтрализовала вирус. В большинстве образцов плазмы выявлена нейтрализующая активность против нескольких сезонных коронавирусов. Так, 73% образцов имели титр нейтрализующих антител NT50 > 500 против OC43 (он состоит в наиболее близком родстве с вирусом SARS-CoV-2) и 57% образцов имели NT50 > 500 против 229E вируса, вне зависимости от того, какой именно вирус был обнаружен у пациентов. Титр нейтрализующих антител против вируса 51 NL63 был более низким.

Чтобы проверить нейтрализующую активность антител против нового коронавируса, ученые сконструировали химерный вирус rVSV/SARS-CoV-2/GFP: рекомбинантный вирус везикулярного стоматита, содержащий ген S-белка SARS-CoV-2 и ген зеленого флуоресцирующего белка (для визуализации инфицированных клеток методом проточной цитометрии).

Оказалось, что ни один из 37 образцов плазмы не проявляет нейтрализующей активности против rVSV/SARS-CoV-2/GFP. Для сравнения использовали образцы плазмы, взятой от 10 пациентов, переболевших COVID-19, и их нейтрализующая активность против той же конструкции оказалась достаточно высокой (титры нейтрализующих антител NT50 от 96 до 5400).

Авторы связывают кроссреактивность антител против коронавирусов с тем, что аминокислотные последовательности их S-белка в значительной степени совпадают. Но S-белок SARS-CoV-2 лишь на 24-29% аминокислот перекрывается с S-белками сезонных коронавирусов.

Таким образом, гипотеза, что антитела на сезонные коронавирусы будут работать против SARS-CoV-2, не подтвердилась.

Daniel Poston et al. // Absence of SARS-CoV-2 neutralizing activity in pre-pandemic sera from individuals with recent seasonal coronavirus infection. // medRxiv, 2020, DOI: 10.1101/2020.10.08.20209650