Аутоантитела к фосфолипидам из крови пациентов с COVID-19 способствуют активации эндотелия

Уровень аутоантител к фосфолипидам в крови у пациентов, госпитализированных с COVID-19, коррелировал с экспрессией маркеров активации клеток эндотелия — молекул клеточной адгезии Е-селектина, VCAM-1 и ICAM-1. Активация эндотелия может привести к сосудистым патологиям, в том числе к тромбозу.

Модель молекулы фосфатидилсерина.

Credit: molekuul | 123rf.com

Выработка организмом аутоантител приводит к развитию аутоиммунных заболеваний, таких как системная красная волчанка, ревматоидный артрит и антифосфолипидный синдром (АФС). Развитие АФС вместе с коагулопатией при COVID-19 может привести к летальному исходу. Антифосфолипидные антитела при этом синдроме взаимодействуют с поверхностью эндотелиальных клеток, тромбоцитов и нейтрофилов, активируют их и повышают риск тромбозов.

Исследователи из США и Китая изучали влияние антифосфолипидных антител на функции клеток эндотелия. Ранее эта же команда подтвердила присутствие аутоантител к фосфолипидам в крови пациентов, госпитализированных с подтвержденным COVID-19. На мышах было показано, что IgG к фосфолипидам стимулируют тромбообразование.

Новое исследование проведено на образцах крови от 244 пациентов, госпитализированных с COVID-19. Ученые культивировали эндотелиоциты в присутствии сыворотки или плазмы крови этих пациентов. Затем с помощью ИФА они оценивали экспрессию молекул клеточной адгезии (Е-селектин, VCAM-1 и ICAM-1), которые обеспечивают взаимодействие форменных элементов крови с эндотелиальными клетками. Эти молекулы считаются маркерами активации эндотелия. В качестве отрицательного контроля ученые использовали образцы сыворотки от здоровых людей.

Оказалось, что в присутствии образцов крови пациентов с COVID-19 экспрессия молекул клеточной адгезии на поверхности эндотелиоцитов увеличивается. При этом плазма пациентов с сепсисом, не связанным с COVID-19, не давала такого эффекта.

В крови пациентов с COVID-19 содержались антитела IgG и IgM к трем типам фосфолипидов: кардиолипину, бета-2-гликопротеину I и фосфатидилсерину/протромбину (PS/PT). Уровень антител к кардиолипину и PS/PT сильно коррелировал с экспрессией всех трех маркеров активации эндотелия.

На следующем этапе ученые проверили способность IgG к фосфолипидам активировать клетки эндотелия. С помощью агарозных шариков, покрытых G-белком, они удалили фракцию общих IgG из образцов сыворотки пациентов с COVID-19. После удаления IgG сыворотка полностью теряла способность активировать эндотелий. Если же очищенные IgG добавляли обратно, сыворотка снова стимулировала повышенную экспрессию молекул адгезии.

Авторы подчеркивают, что эксперименты проводились с фракцией общих IgG, а не с очищенными аутоантителами к фосфолипидам. Тем не менее, результаты работы вносят важный вклад в понимание эффектов аутоантител при тяжелом течении COVID-19.

Shi, H., et al. Endothelial cell-activating antibodies in COVID-19. // Arthritis & Rheumatology, published 17 February 2022. DOI: 10.1002/art.42094