Белковая сигнатура предскажет ответ рака молочной железы на химиотерапию

При поиске биомаркеров и новых терапевтических мишеней для резистентного к химиотерапии рака молочной железы ученые сосредоточились на киназах, экспрессия которых меняется в клетках рака. Однако исследование показало неожиданные результаты: авторы выявили «нецелевые» пурин-связывающие белки в опухолях, отвечающих на химиотерапевтическое лечение. Полученная сигнатура может быть использована для прогнозирования ответа рака на химиотерапию еще до начала лечения.

Киназа CDK6, одна из мишеней противоопухолевой терапии.

Многоагентная химиотерапия эффективна лишь у 40–65% пациентов с трижды негативным раком молочной железы (РМЖ). Поиск биомаркеров и терапевтических мишеней остается актуальной задачей. В частности, важно заранее выявлять пациентов с резистентностью к химиотерапии, чтобы своевременно назначить им альтернативные варианты лечения. Ученые из Медицинского Колледжа Бейлора провели исследование на пациентах с РМЖ до начала лечения доцетакселом и карбоплатином, чтобы выявить такие белки-предикторы.

Авторы работы изучили 43 биоптата опухоли с помощью гранул, конъюгированных с ингибиторами киназ. Их смешивали с нативным белком, полученным из биоптатов опухоли, в результате чего киназы связывались со своими ингибиторами. Затем осуществлялась промывка гранул и последующий масс-спектрометрический анализ для идентификации выделенных белковых молекул.

Изначально целью исследования было выявление специфических киназ, на которые в дальнейшем можно было бы таргетно воздействовать с целью контроля роста опухоли. Однако масс-спектрометрический анализ показал неожиданные результаты: среди обнаруженных белков лишь 7% составили киназы. Большую часть занимали некиназные молекулы, а именно пурин-связывающие белки. Среди популяции пурин-связывающих белков авторы выявили сигнатуру из семи молекул.

Дальнейшие исследования показали, что полученная сигнатура коррелирует с чувствительностью опухоли к химиотерапии и благоприятным клиническим исходом. Авторы подтвердили полученные результаты в нескольких когортах пациентов с трижды негативным раком молочной железы. В ходе анализа данных более 2000 пациентов ученые установили, что четыре из семи белков найденной сигнатуры (GBP5, RAC2, GBP2 и ATP6V1B2) обладали прогностической способностью. Анализ на основе ингибиторов киназ с применением масс-спектрометрии позволяет исследовать образцы опухоли даже небольшого размера, а также экономит время. «Сигнатура пурин-связывающего белка, которую мы идентифицировали, может внести свой вклад в клинические испытания, направленные либо на эскалацию, либо на деэскалацию лечения, предсказывая вероятность успеха химиотерапии», — комментирует Минакши Анураг, доцент медицины в Центре молочной железы Лестера и Сью Смит в Бейлоре.

Длинная некодирующая РНК способствуют метастазированию рака молочной железы