Белок-регулятор циркадного ритма вызывает устойчивость рака простаты к гормональной терапии

Ученые, исследовав образцы тканей пациентов, страдающих метастатическим раком простаты и получавших гормональную терапию, пришли к неожиданным выводам. Выяснилось, что резистентности опухоли к лечению способствует белок ARNTL, ранее известный как компонент циркадных часов в здоровых клетках.

Клетки рака предстательной железы, которые распространились в лимфатический узел пациента.
Netherlands Cancer Institute

На поздних стадиях рака предстательной железы применяется гормональная терапия, которая позволяет контролировать заболевание. Однако клетки опухоли склонны вырабатывать резистентность к лечению, что часто приводит к неблагоприятному исходу. Чтобы выявить механизмы этой устойчивости, международная команда ученых исследовала образцы тканей от 56 пациентов с метастатическим раком простаты. Ткани были изолированы до и после трехмесячной монотерапии энзалутамидом — препаратом, блокирующим рецепторы андрогена (AR).

Транскриптомный анализ показал, что гормональная терапия приводила клетки опухоли в состояние, которое возникает при нейроэндокринном заболевании. Отмечена активация гена FOXA1, о роли которого в развитии рака простаты уже было известно (см. RCR.NEWS). Неожиданностью стала связь FOXA1 с белком ARNTL, который в здоровых клетках участвует в работе «циркадных часов».

«Мы заметили, что гены, поддерживающие жизнь опухолевых клеток, несмотря на лечение, внезапно стали контролироваться белком, который обычно регулирует циркадные часы», — говорит Саймон Линдер, который получит докторскую степень за участие в этой работе.

«В клетках рака простаты циркадного ритма нет, — поясняет Уилберт Цварт, один из руководителей исследования, — но циркадные белки под действием гормональной терапии получили в клетках опухоли совершенно новую функцию — они поддерживают жизнеспособность клеток, несмотря на лечение. Ранее ничего подобного не наблюдалось».

В экспериментах in vitro и на мышах подтвердилось, что ингибитор ARNTL повышает эффективность гормональной терапии. Полученный результат открывает новые перспективы в лечении рака простаты — белок ARNTL может стать мишенью для препаратов, предотвращающих развитие резистентности опухоли к рецепторам андрогена.

Linder S., et al. Drug-induced epigenomic plasticity reprograms circadian rhythm regulation to drive prostate cancer towards androgen-independence // Cancer Discov candisc. 0576.2021-5-3 12:14:47.513, published online 27 June 2022. DOI: 10.1158/2159-8290.CD-21-0576